Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Category:

Самая простая структура истории

Я часто ссылаюсь на структуру истории, и решила ее нарисовать. Есть несколько подходов к этой структуре, но, в целом, они описывают одно и то же. Принципиальных различий между ними нет, просто каждая из них заточена под свой носитель: кино, театр, определенного гуру со своей школой.

Вот самая простая схема истории, которая лежит в основе всего. Проще уже не бывает.

story structure


Начало (в кино это называется "экспозиция") –  краткое изложение обстоятельств, в которых находится герой. В этом месте мы понимаем кто перед нами, что его окружает и в каком мире он находится. В художественном фильме на это обычно уходит от 10 до 30 минут. Есть исключения – Матрица, например. Там на вводную часть ушел чуть ли не час, потому что мир был не простым. В рекламном ролике на вход в историю отводится от 1 до 10 секунд в зависимости от общей длительности. Почувствуйте, называется, разницу. Вот поэтому все и пользуются клише; глубокий художественный образ зрители могут не считать.

Конфликт – это точка, когда героя вышибают из седла. Происходит что-то, что переворачивает его жизнь – нападают враги/убегает лошадь/болит горло. После этого начинается нагнетание конфликта, жизнь идет под откос, герой борется.

Ставки растут (эскалация конфликта) – это сочетание давления обстоятельств и реакций героя. В правильной истории герой не только преодолевает препятствия, но и переживает определенный внутренний рост. В рекламном ролике внутренний рост факультативен из-за временных ограничений. Но если он есть, то такой ролик будет более привлекательным для зрителя. С кино – та же история. Железный человек лучше Железного человека-2 и Железного человека-3, потому что в первом фильме есть перерождение, внутренний рост Дауни-младшего. И именно это так людям нравится. А в следующих сериях – нет. Только беготня с ракетами.

Кульминация – точка повествования, где герой нашел решение и всех победил/угнал табун новых лошадей/съел таблетку. Звучат фанфары.

Завершение – фанфары потихонечку стихают, сюжетные узлы завязываются, лошади в стойле, горло прошло.

Финал – герой оказывается в той же точке пространства с новым знанием и новым пониманием самого себя: счастлив/здоров/верхом на новой лошади.

В рекламе две последние фазы – завершение и финал – зачастую приходятся на пэкшот. Бывает еще абсолютно дурацкая вещь – пэйофф, сцена, которая происходит после пэкшота, но он, к счастью, вышел из моды. Это такой конец после конца. Придумывать их сложно, для истории они уже не имеют никакого значения, потому что все закончилось. Когда я работала в Leo, наша группа сделать их какое-то количество, и только один раз у нас получилось хорошо.

Поскольку схема эта интуитивно известна каждому человеку с рождения, зрители будут ожидать именно ее. Но, учитывая, что за свою жизнь каждый человек видел массу историй, повторов он видеть не хочет. Поэтому, несмотря на то, что схему надо соблюдать, в истории должен быть хотя бы один неожиданный сюжетный поворот. Ну хотя бы как здесь: в этом, простеньком в общем-то, ролике женщина приходит в магазин за фиолетовой краской. Понятно, что фиолетовых оттенков там многие тыщи. И она не может точно описать, что ней нужно. В момент, когда ждешь, что консультант начнет сам разгадывать ее невнятное блеяние, он выгоняет в зал толпу фиолетовых парней, и под его чутким руководством она выбирает персонажа нужного цвета. Я в этот момент посожалела, что ни разу мне не удалось создать ни таких адских мужиков, ни змея горыныча и ни одной самой маленькой говорящей овцы. Как-то ни разу не купили.

Впрочем, если сюрприз настигает зрителя в конце истории, он должен быть в рамках обстоятельств, изложенных в момент входа в эту историю. Т.е. если планируете высадить в пэкшоте инопланетян, дайте пролететь летающей тарелке где-нибудь в начале. Реклама в этом отношении более свободна, чем кино, потому что очень мало времени проходит от начала до конца, но лучше не злоупотреблять терпением зрителя. И события должны идти по нарастающей – поэтому часть, предшествующая кульминации и называется «ставки растут». Ролик Doritos, про который я уже писала, делает именно это: сначала разогнались, потом прыгнули через автобусы, и только потом поперлись через магазин с фарфором и фейерверками.

Все эти структурные дела очень полезно знать даже не тогда, когда придумываешь историю, а когда правишь чужую. Чтобы ненароком не сломать ей ручку или ножку. Вот тогда точно нужна структура.
Tags: реклама, сторителлинг, сценарии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments