Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Куда делось среднее образование?

Статья “Школьные годы бесследные” вызывает острое желание согласиться с выводами автора. И именно с ними я согласна. Суть статьи в том, что школьники покидают среднюю школу со знаниями уровня начальной. А весь объем средней куда-то пропадает.

Однако здесь есть некоторое лукавство. Местами автор сравнивает круглое с зеленым. Так, например «Школьные годы...» противопоставляют навыки начальной школы (читать, писать, считать) конкретным знаниям, которые должна давать средняя школа (закон Ома, разница между вирусами и бактериями). Это и есть круглое с зеленым. Потому что и в начальной школе есть, в свою очередь, конкретные знания, а в средней – навыки. Так, упомянутые автором подлежащие проходят не в средней школе, а в начальной. От этого противопоставления появляется ощущение, что дети учатся только в начальной школе и делают это вполне успешно, а потом с ними ничего не происходит.

У меня складывается впечатление, что дело обстоит не совсем так. Что средняя школа развивает и закрепляет навыки, полученные в начальной. И что без средней школы навыки начальной существовать не будут. Немногие достигают приемлемого уровня грамотности до седьмого класса. Под приемлемым уровнем я понимаю прилично освоенную орфографию и допускаю возможные ошибки в запятых вокруг уточнений, сложных случаев однородных членов и причастных оборотов. Пересказ, который тоже формально относится к навыкам начальной школы, мало кем полностью осваивается до шестого класса. Я не знаю, почему это происходит. И я совершенно не уверена, что ситуация как-то существенно испортилась по сравнению с советским периодом. Помнится, некоторые мои одноклассники к шестому классу не могли бегло читать вслух. А после шестого класса их никто не заставлял, поэтому думаю, они так этого и не могут. К слову, школу я заканчивала обычную районную, и не самую плохую. С этими чудо-читальщиками там прощались после восьмого класса, а уже с остальных спрос был совсем иной.

Я даже не буду говорить о совсем грустном: о том, что некоторые взрослые не осваивают навыки даже начальной школы. Так, мне встречалось достаточное количество юных менеджеров, которые даже разговор с клиентом пересказать не могли.

Что-то где-то происходит не так. И один из самых важных вопросов – что же мы ждем от средней школы? Не знание же закона Ома... Его можно в справочнике посмотреть.

Американская средняя школа отводит очень большое количество времени развитию навыков совместных действий, о чем подробно рассказано в книге Сьюзан Кейн Quiet, причем со знаком минус. Безотносительно мнения Кейн, понятно, почему они это делают. Но в нашей национальной традиции поддерживать ситуацию «один в поле воин», которая, кстати, дико бесит, что западных, что восточных менеджеров, поэтому, вероятно, нам американский путь не подойдет. Тогда что? Все-таки напрячься и выучить закон Ома, или хотя бы научиться пересказывать тексты?

Пока же этот вопрос каждый родитель решает индивидуально, т.е. или никак, полагаясь на школу, или исходя из своих собственных представлений о том, что есть хорошо. В случае своей дочери я понимаю, что то образование, которое получила я, ей совсем не подойдет по причине принципиально иного набора способностей, но мне обидно, что нужно придумывать ей вариант образования с нуля. Была бы общая концепция, я плясала бы от нее. А то сейчас маячит у нас впереди ГИА, который кроме печали у нас обеих ничего не вызывает. И еще более острую тоску вызывает откровенная цеховщина – когда родители просто пускают ребенка по своим стопам, потому что это гарантирует хотя бы минимально понятный путь. Мне бы этого совсем не хотелось, такой путь кажется крайне неэффективным. Хочу образовательного счастья в красивой коробке и готова его сама туда положить, но не знаю как. В целом, совершенно точно мечтаю уменьшить объем изучаемого материала. Те же мальпигиевые сосуды можно было бы отложить до университета.


За ссылку на статью "Школьные годы бесследные" благодарю philtrius.
_____

Мда. Текст получился на тему «Что делать?», но зато без компонента «Кто виноват?». Чтобы окончательно всех запутать, ставлю ссылку на то место, где очень славно объясняют закон Ома, раз уж я столько раз его упомянула.
Tags: образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments