Катерина Ковалева (kovaleva) wrote,
Катерина Ковалева
kovaleva

Category:

Социология эмоций

Книга Скотта Р. Харриса «Приглашение в социологию эмоций» по структуре похожа на учебник, но мне она показалась больше похожей на план боевых действий против психологов, которые захватили поле эмоций и никого туда пускать не хотят. Социологи на это поле уже вторглись, но еще не очень широким фронтом.

Примерно треть книги автор тратит на доказательство социальной природы эмоций, отрицая биологическую. Звучит не очень убедительно, но потом он прекращает это дело и переходит к теме демонстрации эмоций. И вот тут становится интересно. Оперируя термином «эмоциональный дисплей» автор показывает, какие социальные бонусы собирает человек за демонстрацию правильных эмоций. Действительно, социум пристально следит не только за правильностью эмоции, но и за ее интенсивностью и длительностью. В качестве примера приводится человек, которого непременно осудят, если он будет год носить траур по коту. Неправильно это, слишком долго. В то же время муж, который помчался на сайт знакомств через несколько дней после смерти жены, тоже будет осужден. Потому что слишком быстро.

А потом становится еще лучше. Начинается обсуждение кодирования эмоций. И, в частности, как это происходит. К тем, кого в детстве не успели натаскать на правильное опознание эмоций, приходит семейный терапевт и по списку пытается определить эмоции клиента, а клиенту предлагается запомнить, как что называется, и впредь не путать. Как отмечает автор, многие профессии имеют «институционально закрепленные эмоциональные словари», и это абсолютная правда.

Дальше идет рассказ о тренировке людей на правильные глубинные и поверхностные эмоции. Автор иронизирует, что если бы компании были бы достаточно честны, то они размещали бы примерно такие объявления: «Требуется работник, который может использовать поверхностное и глубокое исполнение для переживания и выражения предпочитаемых компанией эмоций».

И в самом конце автор все-таки допускает, что эмоции уходят корнями в нашу биологическую природу, хотя методы их выражения все равно регулируются социально. С этим трудно спорить, когда видишь, как легко форматируются люди под нужное поведение. Ну ок, не легко, но быстро, если желающий форматировать контролирует медийное, либо социальное поле. Сейчас видно, как слабеет влияние корпораций, которые утратили контроль за сотрудниками на удаленке, а сотрудники переползли под влияние семьи со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кажется, это должно означать, что битва за медийное поле усилится, потому что битва за живое социальное крупными институтами проиграна.






Tags: non-fiction, коммуникация, люди, чтение
Subscribe

Posts from This Journal “чтение” Tag

  • ***

    В той книге американского разработчика еды есть еще отличный момент про вино. Вино не переносит добавления соли. Adding salt to wine makes it…

  • Еще про Taste

    А в самом начале этой книги есть безумная история про подсчет вкусовых сосочков на языке. Делается это с помощью синей краски. У кого больше…

  • Taste

    Дочитала Taste: Surprising Stories and Science About Why Food Tastes Good by Barb Stuckey. Много пролистывала, немножко смеялась. Автор так жалеет…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments