Катерина Ковалева (kovaleva) wrote,
Катерина Ковалева
kovaleva

Categories:

Instagram: Visual Social Media Cultures

Instagram by Leaver, Highfield and Abidin — хороший обзор всего, что происходило с и вокруг Инстаграма с момента его основания. Откровений там нет, а для тех, кто присутствует в этой сети хотя бы лет пять, нового будет совсем мало, но сильная сторона книги не в анекдотах. Она хороша полнотой обзора и интересными акцентами. Авторы — антропологи, и в первую очередь их интересует человеческая и эстетическая часть, а техническая — только во вторую.

Первая часть рассказывает об основании сети, о ее многочисленных конкурентах, о принудительной покупке Фейсбуком, о мутациях бизнес-модели и об изгнании основателей два года назад.

Далее авторы переходят к анализу эстетики Инстаграма — да, Инстаграм с самого начала продвигал ретро. Собственно сама иконка сети отсылает к поляроиду. И до определенной степени это удалось.

Отдельный блок посвящен коммерциализации Инстаграма и о некоторых странных последствиях этого процесса. Объясняется, например, откуда взялась у инфлюенсеров привычка фотографировать свое лицо крупно рядом с продуктом. Когда весь кадр занимает физиономия и шампунь. Это, оказывается, мера против воровства контента. Если клиент дает задание на продвижение нескольким инфлюенсерам, они пытаются сэкономить на съемке и перехватить удачные фотографии у того, кто снял первым. Но тут ничего не получится, иначе придется забирать пэкшот вместе с чужим лицом, а этого никак нельзя.

Авторы аккуратно перечисляют основные визуальные модули, которые используются в сети, и самое странное в этом, насколько недавно все это появилось. Всего лишь в 2013-14 году, а кажется, что они были с нами всегда. Конечно, те же flatlays (плоские выкладки? как мы их называем?) в каком-то смысле были придуманы давно, но сделал их обязательными именно Инстаграм.

Но коммерция коммерцией, а жизнь никто не отменял. Там тоже все непросто. И здесь Инстаграм, как и все остальные сети, не успевает предусматривать все варианты. Пользователи хитро обходят запрет заводить эккаунты детям и заводят их себе, а показывают все равно детей. Отдельную проблему представляют эккаунты умерших людей. Сейчас для семьи существует только возможность или заморозить эккаунт родственника, или удалить, и многих такой ограниченный функционал не устраивает. В Фейсбуке этих возможностей гораздо больше. Человек, назначенный Legacy Contact, может практически полноценно управлять мемориальным эккаунтом и даже добавлять новых друзей. Зачем? Не знаю, но людям нужно.

Пожалуй, самое странное, что я встретила в книге — это описание подхода, при котором в эккаунт год за годом постится одна и та же картинка. Все они называются одинаково: samepictureof[подставить нужное]. Как пишут авторы, это так тупо, что даже интересно. Я нашла несколько таких эккаунтов (с тостером, с бананом, с кирпичом и с актерами) и выглядят они довольно странно. Хозяин такой площадки постит очередную картинку, а под ней какую-нибудь фразу на актуальную тему и люди приходят к нему поговорить. Иногда там по несколько десятков комментариев.



Инстаграм влияет на визуальные тренды и в какой-то степени является мясорубкой для визуального материала. Мясо — на вход, фарш — на выход. Фарша, разумеется, меньше. Если внутрь Инстаграма можно скормить практически все, что угодно, то из него напрямую получается весьма ограниченное количество сувенирной и полиграфической продукции. Если мы, конечно, будем говорить о конкретных предметах. Его влияние на визуальную организацию пространства гораздо больше. И оно необычайно сильно в Азии.

В Азии, а особенно в Сингапуре, стремление получить «кавайный снимок» иногда заставляет людей заказать вторую подачу десерта, если кадр с первым не получился. Случаются и курьезы. Однажды авторы захотели получить молочный коктейль без взбитых сливок, но им в этом категорически отказали. Мы, сказали работники кафе, не можем себе позволить, чтобы наш коктейль предстал в таком виде. Авторы изумились. В кафе было слишком темно для съемки. Тем не менее, пришлось согласиться на коктейль со сливками, ведь Инстаграм — это святое, но когда коктейль принесли, его сливочная шапка опала настолько стремительно, что его никто не успел снять. Некоторые однозначно перегибают палку.



У Chrystal Abidin есть отдельная книга Internet Celebrity (я писала про нее раньше: https://kovaleva.livejournal.com/500041.html). Я бы сказала, что она даже лучше, но эта зато шире и подробней. Если кому читать курс по Инстаграму, то для него это идеальный материал.

Tags: non-fiction, люди, чтение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Продолжение расщепления

    Мы с френдами плавно перешли от обсуждения расщепления личности по Гоголю к успеху и достижениям. Я думаю, что растущее равнодушие к успеху…

  • Личные крестражи

    Дмитрий Быков прочитал для Открытого университета лекцию «Эволюция сюжета и жанра», где сконцентрировался на главном сюжете эпохи:…

  • Ум в движении

    «Ум в движении» Барбары Тверски — книга странная. В ней много интересных вещей, но я не увидела ни общей идеи, ни схемы, хотя сама книга как раз об…

  • Ненормальные люди

    Зачем-то прочла ночью «Нормальных людей» Салли Руни. Нет, я не сожалею, книга совсем не плохая, но она вообще ничего общего не имеет с рецензиями!…

  • Внутренний рассказчик

    «Внутренний рассказчик» Уилла Сторра обладает всеми достоинствами и недостатками, что и другие известные книги о сторителлинге. Там все то же самое:…

  • Logos Review of Books - 2

    Вышел второй номер Logos Review of Books, а у меня все еще нет ни виски, ни камина, чтобы организовать ему достойное сопровождение. Второй Логос так…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments