История начинается в Кентукки в 50-х. Восьмилетняя Бет Хармон остается сиротой и попадает в приют. Воспитание в приюте включает в себя не только Закон Божий, но и транквилизаторы, которые надолго становятся частью жизни Бет. В том же приюте открывается и ее талант к шахматам.
Дар Бет оказывается уникальным и ведет ее от победы к победе. Знаете, я ведь совсем не люблю шахматы, а книга просто набита описаниями партий. Но она так написана, что каждую партию проживаешь как отдельную жизнь.
Весь путь Бет проходит одна. В краткие моменты у нее появляются спутники, и, кажется, ровно для того, чтобы купить билет на турнир и передать нужную книгу. Или дать совет, который не пригодится. Каждый раз, когда их пути расходятся, чувствуешь досаду, ведь человеку в конце концов нужны люди. Но таланту, у которого нет аналогов, некому помочь. Никто не виноват. Никто не мог сделать больше.
Роман заканчивается хорошо. И окончательно. Мне не хотелось бы читать продолжение, которое и не было предусмотрено.
А когда я дочитала, я пошла посмотреть, какого года этот роман. 1983-его. О, да, конечно, теперь понятно, почему текст такого качества. Про феминизм, алкоголизм и одиночество тогда писали совсем иначе.