Границы возрастов приблизительны. Здесь перечислены качества, которые имеют значение в индивидуальном зачете на широком поле, не в ближнем кругу. Если действует группа, все совсем по-другому, потому что она бросает на весы качества всех своих членов.
Качества, которые не востребованы в конкретном возрасте, могут быть полезны для человека лично, но не годятся для обмена. Это происходит по разным причинам. Одна из них — то, что некоторые качества востребованы блоком. Например, присутствующий у молодежи блок коммуникабельность-энтузиазм-организован
Если посмотреть на список сверху вниз, то видно, как с возрастом теряет важность блок интеллектуальных качеств, так востребованных в школе. Фактически человек должен с течением жизни поменять свою сущность. Если в молодости он похож на летящее копье, и бросает его, заметьте, не сам, то к концу он должен быть похож на широкую реку, которая течет по огромной территории, многое помнит, многое знает и никуда не торопится.
Из этой тенденции растут многие мифы. Например, про то, как у отличников все хорошо в школе, но плохо потом, а у троечников плохо в школе, зато потом зашибись. Это неправда. Это вообще не связанные между собой вещи. Если у отличника включился нужный блок в нужном возрасте, он обойдет всех, у кого этот блок не включился. При этом в народной мудрости закреплено и некоторое количество правды, когда совет сформулирован с прицелом на будущее. Да вот хотя бы «с лица воды не пить». Но пойди объясни это кому-нибудь, кто молод и разогрет гормонами.
По причине разных требований к возрастам у конкретных людей по-разному складывается жизнь в разных периодах. Это происходит, поскольку люди меняются меньше, чем хотелось бы им самим. Если у человека есть блок качеств, подходящий под определенный период, он преуспеет в нем больше, чем в следующем. А в следующем повиснет на социальной ткани, рассчитывая на поддержку группы, которая скомпенсирует нехватку нужного. Или будет изо всех сил задержаться в предыдущем периоде, но людей редко хватает надолго.
Итак, список. Детей до 7 лет там нет, их обычно любят или не любят как есть. Как повезет. Но с начала школы качества человека уже начинают играть роль в его жизни.
КАЧЕСТВА ПО ВОЗРАСТАМ
7-18 —
управляемость
усидчивость
память
словесно-логическое мышление
театральные навыки
18-30 —
организованность
обучаемость
коммуникабельность
память
выносливость
энтузиазм
энергичность
физическая привлекательность
сексуальная привлекательность
30-45 —
коммуникабельность
инициативность
энергичность
выносливость
надежность
физическая привлекательность
45-60 —
коммуникабельность
широта взглядов
опыт
связи
хладнокровие
надежность
доброта
60+
опыт
связи
доброта
широта взглядов
память
И, разумеется, все намного сложнее. Но вектор примерно такой.
При этом есть еще одно качество, в каком-то смысле универсальное, которое плохо представлено у нас, поэтому представляет ценность. Но оно настолько особенное, что про него придется отдельно.