Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Categories:

The city and the city

Минисериал BBC The city and the city — очень удачная экранизация книги Чайны Мьевиля. Считалось, что снять эту историю нельзя.  Оказалось, можно. Официально это фантастика, потому что речь идет о двух городах, которое занимают одно пространство и время, причем жителям этих городов друг друга видеть не положено. А к тем, кто посмел увидеть другой город, приходит Брешь. Но Чайна Мьевиль как урбанист, конечно, знает, что любой мегаполис сегодня представляет собой несколько городов, жители которых действительно не видят друг друга. Это абсолютная реальность. И к фантастике тут относится только то, что детей в этой истории специально учат не-видеть другой город. На самом деле мы учимся этому сами. Что навык не-видеть необходим, становится понятно, когда мы видим реакцию людей, приехавших в Москву после долгого перерыва или вообще в первый раз. Город сводит их с ума, потому что они видят сразу все. Но долго так смотреть на город нельзя.

Вся история — образец квантового сторителлинга, когда сюжетные линии, чувства и пространства наползают друг на друга. И обычный полицейский процедурал превращается в странное путешествие внутри и снаружи головы главного героя. Сериал намного эмоциональней книги, и это хорошо. Я не думаю, что фильм многим понравится, это откровенно экспериментальный продукт, еще более замороченный, чем Counterpart, но мне понравился. На квантовый сторителлинг большой спрос, потому что нужно же как-то отражать реальность, а хороших образцов мало. Ну вот, теперь есть еще один. Решающее проявление Бреши сделано роскошно, причем именно так, как задумывал автор.

Ну и до кучи о городе. Именно эта разделенность городских пространств привела к почти полному переходу коммуникаций в общественных пространствах в невербалку. Даже «Вы на следующей выходите?» теперь заменено специальными разворотами тел в пространстве, указывающим на намерение покинуть вагон. Люди разговаривают изменениями расстояния между собой, поворотами, жестами, перемещением сумок. Вербальная коммуникация, если она все-таки происходит, всегда очень экономна и часто имеет нескольких адресатов. Например, клич водителю маршрутки «остановите на следующей!» одновременно является и просьбой к другим пассажирам выпустить человека, если тот сидит не у прохода. Все то же самое касается магазинов, фитнес-центров и других мест, где люди вынужденно координируют свои действия. Те, кто новый язык знает плохо, постоянно сталкиваются с агрессивными реакциями и думают, что их никто не любит. Это тоже правда, кто же тут будет нас любить, но дело не в этом.


Tags: кино, коммуникация, люди
Subscribe

Posts from This Journal “люди” Tag

  • ***

    Дочь обнаружила алгоритм создания идентификации по-арварохски. На выходе получается вещь сугубо для своих, но в этом ее прелесть. Вот как в этой…

  • Прекарность — еще про грибы

    В книге «Гриб на краю света» много места уделено прекарному образу жизни — жизни без гарантий. В наших сми, как и в западных, шаткость…

  • ***

    А еще в книге есть чудный кусок про особенности найма в депрессивном регионе: «Знаки на въездах гласили, что незваных гостей тут…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments