Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Про Шухова

Была сегодня на экскурсии про инженера Шухова с «Москвой глазами инженера». И опять мы начали с его памятника на Сретенcком бульваре, мимо которого я столько раз проходила и не видела, что он стоит на секции Шуховской башни. Оказалось, что памятник на этом месте стоит не просто так, а напротив Лукойла. Лукойл дал деньги на памятник и не зря. Шухов полжизни работал на нефтяников. С этим связана потрясающая история.



Шухов изобрел крекинговую установку, которая позволяла получать бензин из нефти проще и эффективней, чем перегонный куб. Как обычно бывает у нас, ее никто не купил, кроме одного промышленника. Потому что труд у нас был дешевый, сырье тоже, незачем применять технологичное.

Через 20 лет другой изобретатель, только американский, придумал такую же установку. Придумал он ее для рокфеллеровской Standard Oil. Дальше было все, как бывает в Америке. Standard Oil запатентовала ее и запретила остальным использовать эту технологию. Другие нефтяные компании возмутились. Вскопали землю и выяснили, что один русский уже что-то такое изобретал. Собрались и поехали в СССР. Представьте — 1923 год. Американская делегация приезжает к нам, ищет Шухова, находит, пытается разобраться, видит патент, предлагает ему денег. Шухов, к счастью, отказался. Для всех эта история закончилась хорошо. Шухову ничего не было за контакт с капиталистами, а американцы вернулись в Штаты, потрясая шуховским патентом. Заявив приоритет Шухова, они дали пинка Standard Oil и внедрили технологию.

Еще нам рассказали, что экскурсия будет переделываться, потому что только что стало известно, что ни к ГУМу, ни к Пушкинскому музею Шухов отношения не имел. Но мы все равно съездили и в одно, и в другое место. С ГУМом получилось так. Один профессор сказал на лекции «Шухов строил такие же перекрытия, как в ГУМе, с затяжками, видели, наверное?» После чего имя Шухова слиплось с ГУМом. Причем Шухов действительно строил такие перекрытия, но ни одно из них не сохранилось. А в ГУМе сохранилось, но не сохранилось имя автора. Вот ведь как — есть имя, нет перекрытия, а есть перекрытия, нет имени. А вот Киевский вокзал строил точно Шухов.



Последней остановкой была Шуховская башня. Она ждет реконструкции, и толстые трубы внутри — это элементы консервации. Их не было в оригинале. Про нее рассказывали совсем душераздирающее. Ее строили телескопическим методом, поднимая каждый фрагмент по очереди. Поднимали на трех тросах. И когда один из них оборвался, четвертая секция упала. Мало того, что она повредила третью, так еще и угробила пятую и шестую, которые ждали подъема. Дело было в 1922 году, 68-летнего Шухова приговорили за это к заочному расстрелу и велели все исправить. О том, чтобы что-то переплавить, не было и речи, нужно было распрямлять все искривленные детали. Люди мобилизовались и смогли. Через 9 месяцев Шуховская башня стояла там, где и сейчас стоит.



Другие экскурсии "Москвы глазами инженера" лежат по тегу "экскурсия".
Tags: внезапное, мои фото, фото, экскурсия
Subscribe

Posts from This Journal “экскурсия” Tag

  • Современная архитектура

    Ходила сегодня на экскурсию по местам скопления современной архитектуры. Это опять Москва глазами инженера, да. Вообще-то я собиралась пойти в…

  • Как переезжали дома

    Была на экскурсии про передвижку домов с «Москвой глазами инженера». Очень здорово! И это самая инженерная экскурсия из тех, что я была.…

  • Экспериментальное жилье

    Вчера была на экскурсии «Экспериментальное жилье», которую проводил Айрат Багаутдинов, основатель «Москвы глазами инженера».…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments