Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Коммуникация для начальников

Дочитала вчера Mastering Communication at Work. How to Lead, Manage and Influence, авторы — Ethan F. Becker & Jon Wortmann. Как толсто намекает подзаголовок, это книга для начальников. Честно говоря, этот момент при покупке от меня ускользнул. Вряд ли я бы ее купила, если бы это поняла, но о покупке не жалею.

Тем, кто не является руководителем и не планирует им быть, эту книгу лучше не читать. Она провоцирует немедленное огорчение и вой «почему с нами так не обращаются?» Я вчера протестировала основные постулаты на молодых дарованиях, они отреагировали именно так.

В книге несколько крупных блоков.

Блок первый — общение с индуктивными и дедуктивными людьми. Индуктивные любят примеры и детали, дедуктивные — идеи. До индуктивного человека невозможно донести голую идею, с нее даже начать нельзя, нужно подводить к мысли через истории. Если так поступить с дедуктивным, он сложит уши и уснет. Дедуктивному нужно сразу доносить мысль. Считается, что дедуктивные люди круче и лучше, но это не так. Им в школе легче учиться, но это не одно и то же.

Блок второй — признание ценности сотрудника, валидация (validation). Это очень важный элемент общения, потому что люди в этом нуждаются и без признания своей ценности работают плохо. Валидация не работает снизу вверх, плохо работает на одном уровне, но великолепно работает сверху вниз.

В этой главе рассказывается отличная история, где автор остановился в местном буфете кофе попить и в результате продуктивно поговорил с коллегой. Узнал много нового. На следующий день у них была встреча, посвященная этой же проблеме, а тот коллега как в рот воды набрал, хотя ему было, что сказать. Автор взбодрил человека словами «коллега, вы же вчера мне рассказывали суперценные вещи об этом, поделитесь, пожалуйста». И встреча прошла более успешно, чем могла бы. Это валидация. Без нее многие процессы тормозят. Авторы выделяют несколько видов признания ценности сотрудника:

1) одобрение специальными фразами (самый слабый вариант);
2) перефраз мысли;
3) осмысленный вопрос;
4) рассказ об успехах человека;
5) язык тела (кивать в нужных местах);
6) физическое присутствие — когда начальник приходит на презентацию подчиненного, он этим показывает, что поддерживает коллегу;
7) слушание — без этого вообще ничего не работает.

Блок третий — болтуны и молчальники. Хорошо описан болтливый тип — это люди, которым для обработки информации, нужно все проговаривать. Чтобы с этим справиться и не дать им утопить молчащих, нужно активно работать с их комментариями: привязывать их к теме встречи, одобрять или маркировать как темы для других встреч, т.е., стоять с лопатой и разгребать.

Блок четвертый — делегирование. Внутри него есть микроменеджмент. Микроменеджмент — это проблема с доверием. Если вы не верите, что ваш сотрудник справится с задачей, его нужно или натренировать на выполнение, отправить учиться, переместить в другой отдел или выгнать. Начать доверять на пустом месте нельзя, хотя многие книги призывают именно к этому.

С делегированием все совсем не просто. Когда я дошла до части, как делегировать равному или не вашему подчиненному, я страшно обрадовалась. Ну вот, думаю, люди сейчас откроют всю правду. Ведь действительно, это очень сложная вещь — делегировать задачу человеку, который тебе ничего не должен. И как? Да очень просто. Нужно построить с ним отношения. На этом месте я долго смеялась.

В общем, это толковая книжка для узкой целевой. К сожалению, надо признать, что в системах, где привыкли к другим правилам, та же валидация будет расценена как признак слабости. И люди, которые хотят руководить по-человечески, обычно совмещают кнут и пряник, чтобы никто не подумал, что они теряют хватку. Например, я часто сталкивалась с тем, что люди не знают, что явление начальника на встречу — это чаще всего не контроль, а попытка поддержки. И презентуют хуже при нем, чем без него.

А еще там есть некоторое количество выдающихся формулировок. Вот, например, как предлагается увольнять человека:

«I want you to find an organization where your talent meets the organization’s needs».

Полезных фраз там немного, это все же не разговорник, но те, что есть, исключительно изысканны.
Tags: коммуникация, чтение
Subscribe

Posts from This Journal “коммуникация” Tag

  • Искусство светского разговора

    Прочитала в ночи The Art of Talking to Anyone, автор — Rosalie Maggio. Книга очень хорошая, развернутую рецензию на нее уже написали:…

  • Коммуникативные неудачи

    По ссылке рассказ человека об общении с малым бизнесом, а конкретно — с торговыми точками. Я с такими людьми сталкивалась считанное количество…

  • Вдогонку предыдущему

    Еще про одну штуку забыла рассказать. Авторы Mastering Communications долго разбирают «этос» человека — т.е. характерные атрибуты…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments