Теодор Герцль, будущий основатель Всемирной сионистской организации, родился в Будапеште, тогда это была Австро-Венгерская империя, в процветающей еврейской семье. Герцли относились к иудаизму с уважением, но и только. Даже бар-мицву, которую Теодор все-таки прошел, в семье называли «конфирмацией».
Теодор мечтал стать писателем. Родители его желание поддержали, хотя и настояли на окончании курса права. На всякий случай. В Австрии весь городской средний класс стремился приобщиться к культуре. Принадлежность к интеллектуальной элите повышала статус почти до аристократического.
Герцль планировал вести жизнь светского образованного европейца. Однако все пошло не так. Либерализм слабел, антисемитизм усиливался. Герцль, который в молодости о евреях и думать не хотел, постепенно менял взгляды. В 1897 году на посту бургомистра Вены император утвердил Карла Люгера, калиброванного антисемита. Хуже было уже нельзя.
Узнав о назначении Люгера, Герцль понял, что делать больше нечего, надо идти в оперу. И пошел. На «Тангейзера». Домой он вернулся в таком возбужденном состоянии, что немедленно начал писать план об отделении евреев от Европы. Остальное известно — Всемирная сионистская организация, планы по созданию еврейского государства, концепция символики сионизма. Появление Герцля на первом сионистском конгрессе произвело фурор. Некоторым показалось, что восстал царь Давид.
История умалчивает, слушал ли Герцль Вагнера потом, но мне кажется, что да. Почему нет?