Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Как читать подростковые книги с целью извлечения пользы

Меня спросили про книги для подростков, которые мне давали читать в университете. К сожалению, никаких названий я не помню, но это не так важно, потому что с тех пор написали много новых. И они лучше старых, потому что отражают современные реалии.

Книги для подростков — чтение специфическое, потому что большей частью они отражают проблемы, которые взрослому человеку хорошо известны. Они связаны с половым созреванием, конфликтным коллективом и проблемами с родителями. Все это надо как-то пережить, потому что внутри каждой приличной книги есть национальная методичка по схеме решения проблем, принятая в данной стране.

Методичка появляется в последней четверти книги. Обычно она довольно прозрачна.

Давайте посмотрим, как она изложена в книге Кейт Фиджес «А как же я?» Книга 2006 года, проблемы с интернетом еще не встали в полный рост, но и того, что есть, достаточно. Книга написана в виде писем матери и дочери, дочь пишет дневник, а мать пишет друзьям, а мы смотрим на их проблемы. Дочери 14 лет, и она находит на свою голову почти все возможные приключения: неудачно влюбляется, курит сигареты, курит траву, пьет, бросает школу. Мать за недосмотр винить не надо, дочь не единственный ребенок, плюс у нее в это же время случился уход/приход мужа и неожиданная беременность, на раннем этапе принятая за климакс, на фоне ограниченных финансов.

Правила решения проблем с внезапным выпадением из социума появляются за 30 страниц до конца. Они подходят и для Англии, и для США:

1. Поставить в известность о проблемах ближайшего к тебе человека.
2. Если человек сам узнал о проблемах, не надо их отрицать.
3. Согласиться принять помощь. Признать, что не справляешься.
4. Послать близкого человека договариваться с релевантным представителем власти (в данном случае это была классная руководительница) о необходимой поддержке.
5. Дождаться поддержки.
6. Вернуться в социум, держаться поближе к представителю власти.
7. Принять помощь от группы поддержки, которую рекрутировал представитель власти.
8. Не выпендриваться.

В общем-то, и все. Подобная схема для нашего человека, не привыкшего ждать помощи ниоткуда, является откровением. Вы не поверите, но для местного подростка — тоже. Он об этом еще не знает. Подростковая литература специально придумана для того, чтобы объяснять детям очевидные для взрослых вещи. Если бы релевантный представитель власти оказался плохим, показали бы, как найти хорошего.

Чтобы вытащить методичку из подростковой книги, нужно перечислить ключевые действия главных персонажей из последней четверти книги. Перед вами развернется план действий. Иногда с деталями.

Что важно — социальные советы имеют локальный характер. Психологические — международный. С этой поправкой можно читать все, что угодно. Вообще вся детская и подростковая литература носит методический характер. Эту особенность очень хорошо видно в книге Берту и Элдеркин «Книга как лекарство для детей»: https://kovaleva.livejournal.com/348472.html Там представлен хороший список книг, сгруппированных по проблемам.
Tags: коммуникация, чтение
Subscribe

Posts from This Journal “чтение” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments