Как выглядит работа подростка в голове взрослого, укорененного в бюджетной или коммерческой конторе:
- ребеночек идет в официальное место,
- ему оформляют трудовую книжку или договор, жмут руку,
- после этого заботливо обучают всем премудростям,
- он работает на благо общества, производя какую-нибудь полезную штучку,
- получает свои заработанные три копейки и приносит их домой маме, отдавая ей все на хозяйство,
- все умиленные рыдают.
Разумеется, все спотыкаются уже на первом пункте, когда выясняется, что людей до 18 никуда не берут. Потому что трудовой кодекс. Там такие требования к найму несовершеннолетних, что никому на фиг это не надо. Это вообще наша национальная особенность: так все разрешить, чтобы по факту запретить.
Как реально выглядит работа у подростков, которые ее все-таки нашли:
- все происходит вне правового поля,
- учат сейчас мало кого, потому что учить можно или родственника, или того, кто это обучение железно отработает, а на подростка надежды мало,
- человек учится сам, вырывая бесценные знания у интернета и окружающих,
- он работает в секторе услуг, никакого производства; все, что может руками сделать школьник, китайские рабочие делают быстрее и лучше,
- получать он может до хрена,
- родителям от греха не говорит ни что делает, ни сколько зарабатывает,
- приобретает уверенность в себе и теряет смирение,
- семейная ситуация выходит из-под контроля.
Вот, например, простая и распространенная в Москве услуга — выгул чужих собак, известный на Западе как dog walking. Востребована в районах, где жители надеялись, что у них все будет как у людей — и ребенок, и собака, — но по факту есть только работа и дорога туда и обратно. Дальше все логично: ребенку — няню, собаке —догуокера. Для того, чтобы такую работу получить, нужно подписаться на неформальные отношения, уметь договариваться и разруливать конфликты между людьми и собаками. Это очень большой объем умений, и не всякий им обладает. C управлением конфликтами у нас вообще ах и швах, а еще нужно преодолеть сопротивление родителей — услуги? это фу и бе, ребенок из приличной семьи должен строить роботов. В крайнем случае, преподавать детишкам математику.
Про всякие SMM-услуги и прочие интернет-занятия я даже не говорю, там все еще менее гуманно и прозрачно.
Тинейджеры, в отличие от взрослых, полностью осознают противоречивость этой ситуации. Поэтому когда взрослые их спрашивают, как насчет пойти поработать, они начинают дико нервничать. Причем в обоих случаях: и когда не работают, и когда работают. Им прекрасно известно, что ни один из вариантов не укладывается в офисно-постсоветскую картину мира.
В общем, красиво не получается. Как видят себе благополучные взрослые и изображает тетя-методист.
___
Мой канал в Телеграме https://t.me/hi_context