Катерина Ковалева (kovaleva) wrote,
Катерина Ковалева
kovaleva

Categories:

Воображаемые реальности Homo sapiens

Книга Sapiens Харари хороша двумя вещами: блистательной идеей о роли воображаемых реальностей и доступностью изложения. Автор привык общаться со студентами и изящно вставляет пояснения в те места, которые могут оказаться непонятными. Это вам не Талеб, через которого продираешься, оставляя куски кожи на каждой строке.

Воображаемые реальности — деньги, мифы, религии, идеологии — позволили человеку объединяться в огромные коллективы и действовать сообща. Никакие другие существа на Земле на это не способны. Поэтому мы так адски размножились, расселись по всем континентам и извели половину крупных хищников.

Но мы очень зависим от прочности наших воображаемых реальностей. Конфликт между ними — причина гибели государств и более мелких образований. Чем больше чужаков с несовместимыми реальностями оказывается в одном месте, тем быстрее мир разлетается на куски. Концепция книги — это дюжина ножей в спину мультикультурности. Мир, который не сумел накрыть уверенное большинство одной реальностью, обречен.

То, что я читала эту книгу в Стамбуле, чистая случайность. Но это просто идеальный город для нее, потому что иллюстраций рвущейся реальности там предостаточно. Возможно и у нас их ровно столько же, но к своему пейзажу неизбежно привыкаешь. Безусловно это не означает, что реальность, которая трещит по швам, не сумеет удержаться. Может быть, сумеет. Может быть, мутирует во что-то другое. Но, по крайней мере, автор убедительно показывает, что именно разрыв в воображаемой реальности вызывает крупные катаклизмы, а не экономические сложности и разовые политические промахи.

Очень хорошо видна в книге относительность любых идей. По большому счету каждая воображаемых реальностей безумна, несмотря на весь свой полезный функционал. На эту тему там есть дико смешной пример примирений в браке — тогда и сейчас. Современный миллионер повезет жену на роскошные выходные в Париж в рамках мифа о романтическом потребительстве. А древнему египтянину такое бы и в голову не пришло. Он бы жену в Вавилон не повез. Он бы ей приличную гробницу построил. И мы понимаем, что и то, и другое — это элемент воображаемой реальности. И сверх наших биологических желаний, которых не очень-то и много, хотим мы того, что зашито в текущую реальность.

Воображаемым реальностям посвящена большая часть книги. Но, видимо, этого показалось маловато, и в конце автор докинул лопатой размышления о природе счастья и будущем человечества. В главе о счастье в принципе нет ничего нового — человек счастлив, когда у него в порядке биохимия, и когда его личный нарратив совпадает с коллективным. Тут все понятно. Но это не все. Еще там есть ехидное замечание автора, что весь new age, который изрядно вдохновлялся буддизмом, не смог полностью переварить буддистскую концепцию и взял себе только половину. А ведь правда! Будда советовал перестать гоняться за внешними достижениями — и это было усвоено. Но он же рекомендовал не придавать значения внутренним ощущениям, ибо погоня за ними приносит страданий ничуть не меньше. А вот это в new age не влезло. Поскольку это действительно сложно. И все это очень смешно.

Про будущее человечества совсем неинтересно. Ну генная инженерия. Ну уши на лягушке. Ну допустим не будет больше Homo Sapiens. А кто будет?

Tags: non-fiction, чтение
Subscribe

Posts from This Journal “чтение” Tag

  • Про цвета

    Читаю сейчас книгу про визуальное восприятие, и там, со ссылкой на Оливера Сакса, рассказывается о художнике, который утратил способность видеть…

  • Образование для образованных

    «Образование для образованных» Анатолия Левенчука является рабочей тетрадью автора с записями по subj. Если пытаться читать ее как…

  • ***

    Узнала из ленты - https://navlasov.livejournal.com/193979.html, что басни Крылова дети теперь читают в новой редакции — с исправленными…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments