Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Как выбрать учебный курс взрослому? А ребенку как?

Вчера Quora внезапно выкинула в топ пост 2015 года с подборкой математических курсов. Аудитория рукоплещет, хотя впечатление от подборки угнетающее: часть курсов в закрытом доступе, часть ужасно записана, но, самое главное, стороннему человеку непонятно, с какого конца за это хвататься.

С точки зрения бизнеса очевидны две вещи: во-первых, все учебные материалы нужно постоянно переделывать, потому что требования к ним все время меняются, так что вздремнуть на лаврах не получится, а, во-вторых, этого добра уже так много, что к нему нужен путеводитель.

Потребителю же ясно, что никаких путеводителей в ближайшее время не будет. Всем придется выбирать из этого добра самостоятельно. И мне кажется, что логика выбора курсов для взрослых и детей должна быть разной.

Самое первое и главное отличие, что чем младше ребенок, тем чаще предпочтение должно отдаваться очным занятиям. Люди из компьютера – это неплохо, но лучше пусть они будут живые и рядом.

Выбор курса для взрослого включает следующие вещи:

1. Определение целей. Что мы хотим – познакомиться с предметом, углубить навык, получить сертификат/диплом, подготовиться к экзамену. Этот пункт нужно держать в голове все время обучения и следить, не отклоняемся ли мы от курса. Как там экзамен? Чему нас тут учат?

2. Оценка необходимой длительности. Этот пункт тесно связан с пунктом 1. Обычно эти сроки легко оценить, если речь идет о подготовке к тестам. Например, для качественной подготовки к ЕГЭ по английскому нужно два года. За год тоже можно многое сделать, но две недели – это шапкозакидательство. Если речь идет о выходе на зарабатывание денег, то здесь все сложнее, потому что связано не только с качеством навыка, но и с другими вещами. Как, например, насколько хорошо мы умеем себя продвигать и в каком городе мы находимся.

3. Оценка трудозатрат. Она должна включать в себя временные затраты и на сами занятия, и на подготовку к ним, и на перемещение до занятий, если они не онлайн. И этот пункт, в свою очередь, связан с пунктом 2 – сколько времени нужно будет работать, чтобы достичь  нужного результата. Можем ли мы себе такое позволить на данном этапе? Если есть в этом сомнения, то лучше отдать предпочтение курсам, которые позволяют прерывание обучение и начало его с того момента, где мы прервались, а не на колу мочало, начинай с начала.

4. Оценка стоимости. Это важно. Причем нужно учитывать не только стоимость самих занятий, но и необходимые затраты на покупку книг, оборудования и материалов, если это релевантно. Я уже озверела слушать про то, что все учебники должно предоставить государство, учитель и прочие высшие силы. Кому нужно образование? Вот пусть этот человек об этом и заботится. После американских цен на учебники мне просто смешно слушать наши стоны про книгу за 200 рублей. В Штатах ни одна книжка меньше 50 долларов не стоит. А мы же так любим Запад, разве нет?

5. Необходимость индивидуального контакта. Есть вещи, где необходимо внимание инструктора к каждому обучающемуся. Это касается в основном вещей, где есть физическое воплощение навыка. Например, постановка произношения. Или танец. Или актерское мастерство. Или рисование, потому что нужно видеть, как вы держите кисть и что вы вообще с ней делаете. Некоторые вещи могут быть сделаны через скайп и подобные вещи, но некоторые – нет. Произношение, например, можно поставить. Не очень удобно, но можно.

6. Определение необходимости тусовки. Часть вещей можно полноценно освоить только в контакте с другими людьми. Например, курсы писательского мастерства (писатели, не надо смеяться! людей необходимо учить писать. это как минимум поднимет качество комментов) не очень нуждаются в том, чтобы собирать всех кучей. Потому что в конце концов каждый потенциальный писатель, неважно, что он будет писать, хоть роман, хоть письмо другу, останется один на один с бумагой или экраном. В случае с начинающим сценаристом все намного хуже. Это работа предполагает контакт с другими участниками процесса – с режиссером, с актерами, с художниками. Если сценарные курсы для начинающих не выводят на этот контакт, это потраченное время. Мастерские для продолжающих, для тех, кто уже освоил базу, уже могут себе позволить отрыв от других участников. Но версии для начинающих – нет. Сценарист не работает один. Он должен понимать, что люди, с которыми он будет сотрудничать, думают по-другому и сталкиваются с совершенно другими людьми. Когда я держала скрипт-докторскую лавку, я все время сталкивалась с невозможностью людям объяснить, что не все, что они написали, можно снять. На словах это не объяснить. Человек, написавший нечто, должен своими глазами увидеть печальную рожу режиссера или арт-директора, которые ничего не могут с его текстом сделать. Эта же логика распространяется на многое другое и расщелкивается примерно минут за пять усиленных размышлений – нужна нам банда или нет?

7. Порог при входе. Большое количество курсов для взрослых предусматривает низкий порог входа, потому что так можно притащить к себе побольше народа. И это расслабляет. Нужно внимательно смотреть на предварительные требования к участникам, потому что порог может оказаться много выше, чем вы ожидали. К сожалению, многие курсы очень невнятно указывают порог входа, поэтому нужно спрашивать.

Для ребенка действует несколько иная логика

1. Оценка необходимости. Зачем мы записали туда ребенка? Если чтобы он немножко развивался, то нужно немедленно забирать его из мест, где гонят палкой к олимпийским рекордам. Либо наоборот. Вы собрались к олимпийским рекордам, а они там ползанятия чай пьют для укрепления коллектива. Если нужно, чтобы ребенок подготовился к тесту, то нужно его гонять по этому тесту и смотреть, что получается. Должен быть устойчивый прогресс. Большая часть курсов подготовки к ЕГЭ относится к типу «лучше, чем ничего», но из них есть те, которые все-таки немного лучше других, и предпочтение нужно отдавать им.

2. Оценка трудозатрат. Здесь всё почти как у взрослых. Насколько трудны сами занятия, далеко ли добираться (если это релевантно), насколько сложна самостоятельная подготовка, и насколько вы должны быть в это вовлечены. Никакие серьезные занятия не происходят самостоятельно, у ребенка должны быть зрители и поклонники на каждом этапе.  И сколько времени понадобится на достижение нужного уровня? Ответ должен включать в себя понимание – возможно ли это и стоит ли того.

3. Оценка совместимости с преподавателем. Для ребенка это очень важно. Это мы можем сжать зубы и перетерпеть мудака, если нам это очень надо. Для ребенка это невозможно, это деньги на ветер, время на выброс.

4. Оценка коллектива. Тот же самый смысл, что и у пункта 3. Если ребенку на этих занятиях не нравятся дети, ничего не получится. Он не должен их маниакально любить, конфликты всегда бывают, но если от всех участников тошнит постоянно, толку не будет.

5. Оценка стоимости. В стоимость здесь включено все, что у взрослых – сами занятия, книги, материалы и оборудования, плюс время взрослого, если он вырывает его из своего рабочего процесса. Да, это тоже деньги. И ответ тоже должен приводит к пониманию, можем ли мы это себе позволить и имеет ли смысл.

___

Если возникает ситуация, когда мы чего-то не можем себе позволить – или из-за времени, или из-за денег, или из-за сложности, то нужно искать другие варианты, которые позволяют достичь компромисса. Например, мы в свое время поняли, что не можем больше платить за Лесины очные занятия с нейтив-спикером. Поход к нейтив-спикеру в раскрученную школу оказался плохим вариантом. А занятия по скайпу – хорошим. Т.е. индивидуальное оказалось важнее очного. Но сообразили мы это не сразу, надеюсь, что вы будете лучше нас.
Tags: образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments