Я поэтому не люблю глобальные концепции, которые призваны всех осчастливить. Потому что работа с каждым ребенком всегда очень тонкая, и все проблемы индивидуальные.
Периодически в блоге Лори Пикерт появляются истории, где люди рассказывают о своем опыте. Вот этот случай кажется мне очень показательным с точки зрения того, насколько непростыми бывают решения, и насколько то, что действительно важно для ребенка, не измеряется общей линейкой. Оригинал на английском, а у меня тут краткий пересказ ситуации.
Есть девочка Альма, которая очень любит печь. И это у нее хорошо получается. Возникает проблема: она хочет печь каждый день. Но это слишком дорого для семьи, к тому же столько сладкого не съешь. Альма недостаточно уверена в себе, чтобы продавать свое творчество другим за деньги, хотя оно объективно достигло нужного уровня. Печь раз в неделю – слишком редко для нее. Печь маленькие порции не получается, по крайней мере, не для всех рецептов это возможно.
Смотрите – это проблема с самооценкой. Не с бизнесом, потому что никакого бизнеса тут еще нет. Человек вышел на определенный уровень качества, но не может добиться признания, которое ему необходимо, чтобы двигаться дальше. Можно ли представить себе глобальную образовательную систему, где бы стали этим заниматься? Вот два по алгебре – это проблема, а тут ерунда какая-то.
К счастью, семья отнеслась к этому серьезно. Решение неочевидно, я протестировала кучу своих знакомых, и никто не предложил ничего похожего.
Было решено, что Альма начнет печь для благотворительности и друзей. И если для благотворительности все будет бесплатно, то друзьям будет предложено заплатить столько, сколько они считают справедливым. В переводе на бизнес-язык был создан продукт с открытой ценой.
Первые же печенья, изготовленные по этой схеме, принесли Альме поклонников, которые заказали у нее мастер-класс по выпечке. Потом было несколько удачных мероприятий. И дальше дело пошло.
Что у нас получилось? Ребенку был показан механизм обретения веры в себя через продажу продукта с открытой ценой. В результате никто не заработал миллион, не построил сеть закусочных, это вообще не про продажи и не про богатство. Реальностью здесь выступают не пироги и не деньги, а повышение самооценки.
Вот эта история – это проект в его изначальном понимании. В момент, когда Альма только приступила к выпечке, никто не знал, как это будет развиваться, сколько времени это займет и что это даст, стало ясно позже.
А у вас есть такие истории? Поделитесь, мне кажется, это важно.