Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Сторителлинг 5

Элементы истории

Люди, которые хотели вам только хорошего, наверное, с детства твердили вам, что история состоит из трех частей: начала, середины и конца. Как вы видите на ВПС, это более или менее соответствует действительности. Просто, чтобы история сложилась, каждая ее часть должна иметь в себе определенные элементы.

Элементы начала. История начинается с «зова к приключению» (Кэмпбелл, 1973), который перемещает героя из его обычной жизни к новому опыту. Движение склона наверх предполагает, что героям нужно подняться, чтобы достичь своей цели. Поэтому начало должно обладать следующими характеристиками:

  •        Информация, которая присутствует явно или подразумевается, посвящает слушателя в обычную жизнь героя, подготавливая сцену, с которой начнется приключение.
  •        Главный герой, который, как я уже упомянул раньше, может быть кем угодно: от камня до группы лесных зверей или самим студентом, или собственно аудиторией, слышит «зов к приключению». Обычная жизнь прерывается. Поиск решения проблемы начинается. История рождается из-за задержки в развитии событий.
  •       Начинается поиск, путешествие героя. Слушатель понимает, что главный герой, иногда с некоторой помощью от других, должен что-то совершить, что-то понять или куда-то пойти. Это позволяет обозначить проблему, которую нужно решить, а она может придти в форме вопроса, препятствия, возможности, цели, которую нужно решить, преодолеть или достигнуть.

Элементы середины. Посмотрите на ВПС. На что он похож? Мне он больше всего напоминает подвесной мост, тросы которого удерживают его от падения. Еще он напоминает канат над пропастью, который должны пересечь персонажи, чтобы добраться до другой стороны: разрешения конфликта. Он не натянут как струна, а провисает, предполагая, что ситуация может осложниться, прежде чем герои найдут выход из положения, но при этом до конца они все-таки доберутся. Кроме того, ВПС выглядит как крыша цирка – отличное место для историй. Именно под этой крышей и разворачивается настоящая драма.

Слева от середины находится «проблема», которая, как я уже указывал, может быть и препятствием, которое надо преодолеть, и целью, которую нужно достичь, и вопросом, на который необходимо ответить, и загадкой, которую нужно разгадать, и возможностью, которую нужно использовать. Все, что угодно, что бросает вызов персонажам. Чем бы эта проблема ни была, она создает ожидание будущих событий, которые в свою очередь создают напряжение, которое двигает историю вперед. Поэтому напряжение – это главный заголовок с левой стороны, и оно создано специально, чтобы создать у слушателя нетерпеливое ожидание: что же будет дальше?

«Разрешение конфликта» – это главный заголовок справа. Решением может быть и ответ на вопрос, и достигнутая цель, и разгаданная загадка, и т.д. Напряжение/разрешение – это пульс многих прекрасных историй.

Середина характеризуется следующими особенностями:

  •         Напряжение проявлено полностью. История включает в себя серию приключений на пути к решению проблемы и снятию напряжения. Приключения могут быть физическими, ментальными, эмоциональными, духовными, либо комбинацией из вышеперечисленного. Приключением будет считаться и трудный путь через джунгли, и размышления о прошлом с целью его осознания. Персонаж может провести всю историю, сидя на стуле, а может проехать на верблюде через пустыню. Мир приключений огромен, и большая его часть происходит внутри нашего сознания безо всяких спецэффектов.
  •         Напряжение увеличивается за счет использования ситуаций, которые требуют разрешения. Персонажи достигают цели, пройдя через серию ситуаций, в которых они терпят неудачу, одерживают победу, или достигают определенного личностного роста. Как указывал МакКи (1997) для истории хорошо, когда победы героя чередуются с поражениями.
  •         В процессе продвижения от проблемы к решению персонаж учится, растет и, в определенном аспекте, становится новой личностью. В идеале со слушателями происходит то же самое. Обычно трансформации героя происходят таким образом, чтобы у него появились возможности разрешить конфликт.

 
Трансформация (продолжение середины). Трансформации мы рассмотрим отдельно, поскольку именно они являются сердцем истории.

Обратите внимание, что на рис. 5.3 есть стрелка, которая направлена в сторону разрешения конфликта, а ее точка опоры несколько смещена, что заставляет стрелку «нырять», терять равновесие, приводить события в движение. Т.е. события в истории начинают развиваться, после того как достигнута точка перелома.

Ключом к трансформации является тот факт, что центральный персонаж не может без усилий решить проблему, которая перед ним стоит. Он должен измениться, чтобы найти решение. В терминах стержня истории, в то время как персонажи стремятся вперед, их собственные страхи и инерция вместе с обстоятельствами отбрасывают их назад. Ситуация будет их испытывать до тех пор, пока они не вырастут и научатся чему-то новому.

Если центральный персонаж не пройдет через трансформацию на пути к решению проблемы, тогда история превратится в боевик категории Б. Проблема: плохие люди. Решение: пристрели их. В таких случаях зрители испытывают разочарование, потому что им не показали никакой внутриличностной борьбы, с которой они могли бы себя ассоциировать. Главное – чтобы центральный персонаж стал другим человеком в конце пути. А еще лучше, если бы это случилось и с вами – читателем, зрителем или слушателем – поскольку история резонирует с проблемами вашей жизни.

Для трансформаций характерны следующие элементы и черты:

  •        Главный герой вынужден измениться, чтобы решить проблему. Он или она должен стать сильнее, умнее, мудрее. Различные типы трансформаций описываются в главе 8.
  •       Трансформации необычайно разнообразны: от аллегорической (Люк Скайуокер должен стать джедаем, чтобы победить Темную сторону) до банальной (персонаж рекламного ролика осознает, что для успеха в жизни ему нужен дезодорант получше); от очень внешней (морячок Папай ест шпинат и выращивает мускулы) до очень внутренней (автор Творческого пробуждения осознает, что она – художник, и должна соединиться со своим талантом).
  •       Трансформация часто включает убийство собственного внутреннего дракона, как например, страха, неуверенности, трусости, ограниченности кругозора и т.п. В паре с убийством внешнего дракона трансформация становится мощной движущей силой истории.
  •       В итоге внутренняя трансформация представляет собой убийство внутреннего дракона путем изменения личного отношения к проблеме на основе ее переосмысления.  Это, конечно, слишком упрощенный подход, потому что не все трансформации находятся во внутреннем мире героя. Но истории с внутренней трансформацией обычно запоминаются лучше, чем истории без таких трансформаций.
  •       Личная трансформация часто является метафорой универсальной трансформации. Т.е. мы видим нашу собственную трансформацию через изменения в персонаже. Герой напоминает нам самих себя в том, что нам нужно сделать, чтобы решить свою собственную проблему. Таким образом, история заставляет нас размышлять о нашей собственной жизни. 
  •       Иногда в истории случается трансформационный момент – переломный – когда персонаж совершает качественный скачок в личном развитии. А иногда изменения происходят постепенно.

На самом деле, трансформация является настолько важным элементом, что можно смело сказать, что остальная часть истории существует исключительно для ее поддержки. Без трансформации у вас будет история ради истории. Такие истории могут быть развлекательными или даже интересными, и часто весьма ценными, но они не будут захватывающими или запоминающимися. Вот почему я рекомендую вместо того, чтобы спрашивать, что бы такого интересного добавить в историю, задать вопрос, с кем происходят основные изменения и как эти измения толкают историю вперед.

Элементы конца. После того, как проблема в истории решена, возникает необходимость в концовке, чтобы слушатель не чувствовал, что у рассказчика «просто закончился материал» (Эган, 1989). Это никоим образом не значит, что вам нужен конец в формате «и они жили долго и счастливо и  умерли в один день». Это просто означает, что аудитория должна чувствовать, что цель достигнута, проблема решена, загадка разгадана, либо к герою пришло осознание того, что его проблема нерешаема и цель недостижима.  Вы знаете, какое разочарование увидеть в конце кинофильма надпись «Продолжение следует»? Помните какой-нибудь артхаусный фильм, где события просто остались подвешенными в воздухе? Это иногда работает, но использовать такой конец нужно крайне редко и с величайшей осторожностью.

Конец обладает следующими ключевыми элементами:

  •       Завершение. Истории должны иметь окончания, которые позволяют слушателем не быть разочарованными за потраченное на историю время. Обычно в конце на все вопросы должен быть получен ответ. Не дать ответа на поставленные вопросы – это нарушение негласного соглашения между рассказчиком и слушателем. Это не означает, что вы не должны этого делать, но это значит, что если вы идете на это нарушение, у вас должно быть ясное понимание, почему вы это делаете.
  •       Основная трансформация, и тот урок, который она с собой несет, должен быть обыгран. Жизнь течет по-другому, потому что люди изменились. В идеали, вы, слушатель, тоже изменились. Вы почувствуете, что вы поняли или пережили что-то такое, что могло придти только из этой конкретной истории. Это может быть и что-то, что вы знали, но забыли или избегали длительное время. Другие трансформации и открытия могут придти в самом конце, часто как результат предыдущей, главной трансформации в истории.
  •       Истории могут заканчиваться вполне очевидным образом, как например, в виде заявления о том, какой именно урок был усвоен и какая цель достигнута. Либо история может содержать в себе некое действие или рассказ о том, как именно изменились герои за время истории.

_____________________________________________________________________________

«Мы начинаем снижение, и мне необходимо будет собрать ваши DVD-плееры через 15 минут. Поэтому сейчас отличный момент, чтобы промотать ваш фильм до конца и посмотреть, чем он закончился,» – сказала стюардесса на борту самолета, которым я летел.

Продолжение

Tags: джейсон олер, сторителлинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments