Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Сторителлинг 4

Карта истории

Вспомните, что карта истории – это более полная версия стержня истории. Как мы увидим, карта истории построена вокруг стержня истории и, по сути своей, расширяет и обогащает стержень истории, включая новую информацию о сюжете и более глубокую проработку элементов стержня истории: проблемы, трансформации и разрешения конфликта. Если вы решите использовать карту истории при обучении, вы обнаружите, что именно это средство студенты используют наиболее эффективно для определения ключевых элементов истории.

На что похожи карты истории? Они могут принимать самые различные формы. В главе 9 мы посмотрим на виды карт, одна из них восходит прямо к Аристотелю! Я также должен сказать, что в течение многих лет я прошу студентов создавать свои собственные карты, и они придумали множество оригинальных и эффективных подходов к этой задаче. Как и во всем, что касается сторителлинга, правил нет, но есть рекомендации.

Но в данный момент для работы с картами мы используем подход Бретта Диллингема (2001, 2005), который называется «визуальным портретом истории» (ВПС), который я расширил под свои цели, чтобы включить туда трансформацию и несколько других элементов. Это мой любимый подход, и обычно я начинаю создавать карты историй с моими студентами именно с него.

Рис. 5.3.


Источник: адаптировано Олером (2001) из Диллингема Б. (2001). Визуальный портрет истории: обучение сторителлингу (раздаточные материалы). Джуно, Аляска.

На карте, представленной на рис.5.3, подписаны элементы истории и что происходит в этот момент. Однако когда студенты создают свои собственные карты, они начинают с чистой карты, а затем вписывают события своих историй в нужные места.

Посмотрите внимательно на визуальный портрет истории на рис.5.3. Вы увидите, как четко прослеживается стержень истории: проблема, трансформация, разрешение конфликта. Мысленно пройдите по карте несколько раз, двигаясь по черной линии, как будто вы идете по новой, но чем-то знакомой территории.

Мы начинаем путь слева – с прямой линии, пока мы не услышим «зов к приключению», которые проведет нас вверх по первому склону прямо к проблеме, вопросу, возможности или цели, которой необходимо достичь. Этот момент обеспечивает развитие истории. Мы находимся в состоянии ожидания, которое называется «напряжение». В центральной части карты история разворачивается, и в игру вступает трансформация, которая продвигает историю дальше к решению проблемы, в ответ на наши ожидания. Мы выходим из повествования по правому склону к завершению истории, возвращаясь к обычной «жизни». Я ставлю «жизнь» в кавычки, поскольку жизнь внутри истории несколько отличается от обычного человеческого опыта. Герой возвращается, но возвращается преображенным в результате трансформаций.

Теперь давайте внимательно посмотрим на элементы истории, включая те, которые находятся внутри стержня истории, и проследим, как они живут внутри ВПС. Неважно, какой тип карты вы используете, все эти элементы обязаны присутствовать. У вас должна быть веская причина, чтобы отказаться от любого из них. И вы вовсе не обязаны стремиться к такому же гладкому и симметричному рисунку, как здесь. Приблизительное соответствие вполне подойдет. Единственная причина, по которой рисунок выглядит так хорошо, потому что я сделал его на компьютере, чтобы вы могли все на нем прочесть. Обычно я пользуюсь карандашом и бумагой. И вообще стараюсь отговорить студентов от использования компьютера в процессе работы, потому что технология только мешает, когда речь идет о разработке истории.

Продолжение


Tags: джейсон олер, сторителлинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments