Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Categories:

Сторителлинг

Сторителлинг – искусство рассказывать истории – вещь сама по себе потрясающая. Сейчас трудно определить, сформировалось ли человечество под воздействием историй, и поэтому так их любит, или изначала было ориентировано именно на них. Как бы там ни было, истории – могущественный инструмент передачи информации, обучения и развлечения.
 
Джейсон Олер, писатель, бизнес-тренер и консультант, ведет сайт, пишет книги и проводит мастер-классы, на которых сотрудники NASA, пятилетние дети и другие прекрасные люди создают потрясающие истории. Его книга Digital Storytelling in the Classroom («Обучение сторителлингу в цифровой среде») состоит из трех частей. Вторая часть концентрируется именно на сторителлинге вне зависимости от среды, в которой он существует.
 
Эту часть я и собираюсь переводить, потому что она самая интересная. Там будет рассказано о том, что представляет из себя правильная история, почему они так привлекательны и как превратить набор информации в интересную историю.
 
Искусство и практика сторителлинга
(сокращенная версия)
 
5
 
ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ
 
Стержень истории, карта истории, типы историй
 
Сторителлинг: негласный договор
 
Сторителлинг – древняя социальная практика, которая опирается на негласный договор о доверии между рассказчиками с слушателями. Рассказчики рассчитывают на то, что им будет даровано внимание слушателей, и что ничто не будет отвлекать их, пока они рассказывают. В ответ слушатели вправе полагать, что рассказчик с уважением отнесется к потраченному ими времени и вниманию, рассказывая увлекательную историю, которая вызовет живой интерес и не обманет ожидания.
 
Этот негласный договор жив и поныне. Успешные истории, включая традиционный устный жанр, анекдоты, книги, кино и цифровые истории, соблюдают его. С точки зрения практики сторителлинга, этот договор состоит из следующих пунктов:
 
  • Слушатели не могут дождаться развития событий, и то, каким образом оно происходит, их не разочаровывает.
  • Слушатели чувствуют, что то, что произошло, имеет смысл, но не является предсказуемым (Макки, 1997). Такое развитие событий обуздывает естественный скептицизм слушателей и предоставляет автору «добровольную отсрочку недоверия». (Колеридж, 1817)
  • Рассказчики придерживаются основной линии повествования и не растекаются мыслью по древу. То есть, они не включают в историю информацию и события, которые не поддерживают развитие истории.
  • Рассказчики чувствуют, что они владели вниманием слушателей с начала до конца и не разочаровали их.
  • История не была слишком длинной, и то, каким образом она завершилась, соответствовало потраченному слушателями времени, а также степени их доверия и внимания.
 
Звучит довольно просто. Так, как же это сделать?
 
Правил нет, но есть некоторые рекомендации
 
Как мы видели в части I, истории охватывают большое поле человеческой деятельности и могут быть существовать в таком количестве различных форм, что возникает вопрос, есть ли правила, которым мы можем научить студентов, чтобы они могли создавать собственные истории?
 
Большинство людей, которые живут созданием историй – неважно, касается ли это кинобизнеса, устных презентаций или преподавательской деятельности – скажут вам, что формулы для создания успешной истории не существует. Но как указывает Макки (1997), правил действительно нет, но есть рекомендации. Когда эти рекомендации используются в работе с свежим интересным материалом, у истории появляются значительные шансы на успех. Главные рекомендации, которые я использую в работе со студентами, воплощены в инструменте, который я называю «стержень истории».
 
Стержень истории
 
Джозеф Кэмпбелл (1973) хорошо известен благодаря своей книге «Герой с тысячью лицами», в которой он просеивает огромное число мифов и историй, собранных по всему миру, через свое сито универсальной истории, которое он называет «путешествие героя».  Согласно его теории, путешествие героя состоит из конкретных шагов, включая призыв к приключению, отказ от призыва, принятие ведущего, который поможет ему в этом путешествии, прохождение испытаний, трансформация и возвращение. Я буду обсуждать книгу Кэмпбелла далее, когда буду рассматривать понятие карты истории, но сейчас достаточно сказать, что западная традиция сторителлинга сильно опирается именно на эту работу. Всевозможные истории, в которые погружены студенты – от фильмов до телевизионных программ и интернет-анимации – часто используют в каком-либо виде именно подход Кэмпбелла.
 
Другие подходы к истории. Однако стоит отметить, что не все используют мономифическую линию Кэмпбелла в качестве основы своих историй. Индейские авторы, такие как Момадэй и Силко, так же как и писатели-постмодернисты, следующие западноевропейской литературной традиции, такие как Фолкнер и Джойс – самые известные среди многих. Кэмпбелловская форма истории плохо адаптируется к арт-проектам в новых средствах коммуникации или более абстрактным формам самовыражения. Я еще вернусь к некоторым альтернативным подходам к рассказу историй, чтобы преподаватели тоже могли использовать их в своих проектах. Но в данный момент мы поговорим о западном типе стержня истории, поскольку он все равно доминирует в инфосреде.
 
Компоненты стержня истории. Стержень истории, который я использую с преподавателями и студентами – это очень упрощенная версия путешествия героя. Фактически, это о квест имени Кэмбелла в концентрированной форме. Рассказ о том, как человек меняется, учится и растет в результате сложностей и возможностей, с которыми он сталкивается. Аналог в мире образования: то, как меняются студенты под воздействием новых знаний. В контексте проектов по сторителлингу в цифровой среде (СЦС), стержень истории – это иструмент, с помощью которого можно определить ключевые компоненты будущей истории:
 
  • Центральная задача (challenge), которая создает напряжение в истории и способствует развитию событий. Это может быть вопрос, проблема, препятствие, возможность или цель, которые встают перед главным героем истории. Задача создает напряжение, события начинают развиваться и захватывают внимание слушателя. Важно: главным персонажем может быть кто угодно – от рок-звезды до группы зверей, от студента до самой аудитории рассказа.
  • Трансформация героя, необходимая для решения задачи.  Основные изменения в герое, которые из-за своей крайней болезненности вызывают его сопротивление. Изменения, которые необходимы, чтобы герой смог преодолеть препятствия или воспользоваться открывшейся возможностью. Иногда трансформация происходит в конце истории или, что бывает реже, в самом начале. Но лучше всего, когда эта трансформация происходит в середине как реакция на трудности. Изменения – это трудно. Либо жизнь, либо «старое я» отбрасывают героя назад в то время, как «новое я» пытается появиться на свет. Если изменения происходят слишком просто, аудитория теряет к истории интерес.
  • Реакция героя на проблему и разрешение конфликта, которые приводят к развитию ситуации и к завершению истории. Трансформация, которая происходит с героем, позволяет ему решить проблему: разгадать загадку, убить дракона, достичь цели, применить полученное знание, продолеть препятствие – все, что позволит ему решить проблему, ликвидировать конфликт и завершить историю. Завершение истории никоим образом не означает счастливого конца, это просто разрешение ситуации.
 
Мне нравится изображать динамику истории, как на этом рисунке. Здесь вы видите две версии главного героя или жизни – старая версия и новая, которая появляется благодаря трансформации. Пока старая версия противостоит изменениям, новая должна прорваться через точку перелома, чтобы измениться, разрешить конфликт и восстановить баланс, который существовал до появления проблемы. Без динамики напряжения-разрешения конфликта в истории не будет ни движения, ни внутреннего ритма, а слушатели останутся равнодушными.
 
Несколько слов о стержне истории:
  • Это вовсе не скучно. Истории могут быть веселыми и захватывающими. Некоторые из наших любимых комедий имеют в себе такой стержень.
  • Помните, что стержень истории по Кэмпбеллу (1973) представляет собой сердце и душу большинства фильмов, которые мы смотрим. Другие типы новых медиа, как, например, документальные фильмы, используют другие подходы. Я напишу об этом позже.
  • Трансформация сама по себе не вызывает изменений. Судьба, удача или упорство могут вызвать к жизни события, которые помогают персонажам осознать определенные вещи задним числом. Однако, когда персонажи истории растут и развиваются, они переживают тот же процесс обучения, что, надеюсь, и наши студенты.

Продолжение

Tags: джейсон олер, сторителлинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments