Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Почему мы так любим авралы

Вчера посмотрела лекцию Дмитрия Быкова про русский производственный роман. Отличная лекция, правда, не такая смешная, как его зимнее выступление про Олимпиаду и кружевные трусы, но близко. И теперь у меня есть концептуальное объяснение, почему у нас все всё любят делать ночью в последний момент. Причем и Сталин давно умер, который любил позванивать по ночам в министерства, но всё выглядит так, как будто он нас никогда не покидал.

Корни этой любви уходят в ранние годы советской власти, которая труд сделала религией и проблему поиска смысла жизни полностью этим сняла. Главным стало как можно больше всего произвести, чтобы со временем попасть в светлое будущее. Поскольку никто не смог поверить в это будущее, всем достался только труд. Учитывая, что в самом труде ничего интересного нет – ну льют и льют бетон люди, в него привнесли драму и элементы игры. Это в романах, про которые рассказывает ДБ. И как вы понимаете, эта драма чудесно перешла в обычную жизнь. Ведь скучно день за днем просто делать свое дело. Трудно поднимать качество и искать новые подходы. А вот просрать все сроки, и потом наброситься на проблему всем коллективом – концептуально проще, хоть и физических сил нужно больше. Но у нас отродясь человеческих ресурсов не считали, даже собственных. Ну и чувство плеча, опять же.

Я авралы ненавижу. Как подчиненный я всегда их избегала, пытаясь прикинуться ветошью, когда начиналась какая-нибудь хрень. А как начальник я просто ликвидировала все авралы, до которых смогла дотянуться. Но это было неправильно. Авралы людям нужны как воздух. И понятно почему. Труд у нас по-прежнему самоценный бог, а аврал – это коллективное ему моление. Еще аврал позволяет лазить на чужую территорию, и говорить коллеге, что он сделал не так, даже если ты в этом ничего не понимаешь. Мы же творческие все нереально, и один в поле воин, только воин в поле не один.

Когда я додумала эту мысль, то уже обрадовалась, что я особенная. Я вообще люблю быть не как все со времен, когда меня приняли в пионеры в музее траурного поезда, а не в мавзолее как всех моих друзей. Но тут я вспомнила, что мне-то авралы не нужны, потому что последние лет двадцать у меня плотная ровная загрузка все время. Плюс к основной работе всегда есть что-то еще. Так что я ничем не лучше, а даже хуже, поскольку трудовому богу молюсь не аврально, а регулярно с высокой плотностью обращений.

ДБ еще говорит о том, что русский производственный роман не имеет аналогов в мире. Я сначала хотела не согласиться, потому что как же тогда книги Хейли, да и «Дьявол носит Прада» тоже ведь про производство в каком-то смысле. Но потом подумала, что он, наверное, прав. Потому что производственная деятельность как фон для жизни – это одно, а труд как бог, где даже на лирическую линию места нет – это совершенно другое. И это очень наше. В ближайшее время, вероятно, ничего не изменится, потому что ничего другого не нарисовалось. Только аврал. И бог ему труд.

А вот, собственно, лекция, если кому:


Tags: а вот еще был случай
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments