Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Categories:

А еще говорят, наши издатели не умеют зарабатывать

Еще как умеют, когда захотят. Так, серия книг известного искусствоведа Паолы Волковой “Мост через бездну” – праздник эффективного издателя.

Сначала о хорошем.

Личность автора, к сожалению, уже покойного, вызывает исключительное уважение. Не каждый может так любить свое дело и с таким удовольствием о нем рассказывать. Рассказы эти несколько хаотичны, и их цель заинтересовать слушателя и заставить его посмотреть на известные шедевры другими глазами и найти в них тайный смысл. Я никогда не любила ходить в картинные галереи, я в большей степени человек буквы, чем краски, но как любитель конспирологии не могу отказаться от соблазна поискать скрытое в явном.

Вот, что, например, она говорит о картине «Менины» Веласкеса.

«Итак, кого пишет художник? Он пишет короля и королеву Испании (судя по размеру холста) в рост. Они, должно быть, позируют, стоя перед ним. Но в зеркале на стене их расползающиеся тени – поясные. Маленькая инфанта Маргарита... в окружении свиты фрейлин... пришла к художнику посмотреть, как пишет он папу с мамой....

Пишет эту картину в картине художник на большом холсте, а перед ним, смонтированное из фрагментов зеркало в стене. Не видимое нами зеркало и отражает композицию «Менин». Дотошные исследователи этого шедевра живописи... клянутся, что Веласкес никогда не писал парного портрета Филиппа IV и его второй супруги Марианны Австрийской. Тогда мы можем сюжет композиции представить иначе: Веласкес пишет свой портрет, и что на холсте – нам не известно. Его обступают те, кто всегда были ему моделями, то есть рассказывает нам о главном. Он – Веласкес – ...пока стоит перед мольбертом и держит в руках кисть. А вот – его мир, его модели и герои. В жизни иерархия одна: он в своей мастерской зажат между королями и охраной, а вокруг хрупкие и трогательные люди-тени, люди-куклы, застывшие в строгом церемониале жизни. Но он, Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес – волшебник, и в его руках волшебная палочка, и он назначает свой порядок, и тогда на первый план выходят дети, карлики, фрейлины, собаки, а что же сильные мира сего? Они лишь тени Зазеркалья. Веласкес знает себе цену и свои ценности. Их – в игре зеркал – он оставляет нам навеки рассказом о себе, своей жизни внешней придворной и глубоко скрытой, свободной».

Прекрасно, правда? И картина смотрится по-другому. Мнение Википедии по поводу этой картины сразу хочется выкинуть в пропасть.

Las_Meninas
Но я хотела поговорить об эффективности, которая здесь зашкаливает.

Во-первых, текст книг – это лекции. Изданные без попытки перейти из устного формата в письменный. Лекция – это все же не книга, и большое количество устного текста на бумаге приводит в недоумение. Там множество смысловых повторов, которые для лекций обязательны, иначе слушатели упустят смысл, но в формате книги это режет глаз. Я помню, что Соссюра, которого мы упорно конспектировали на первом курсе, тоже издали примерно тем же способом и тоже после смерти автора, но не помню, чтобы устный формат оставили настолько нетронутым.

Во-вторых, количество томов. Всего книг запланировано шесть, я видела пока что первые три, и поэтому могу судить только по ним. Они, знаете ли, тоненькие. По 240 страниц примерно. Вообще-то можно было сделать книжки и потолще, и уложить все в меньшее количество томов.

Цена – это отдельный аспект эффективности. Каждая книга стоит 445 рублей. Видимо, чтобы оправдать эту цену, в каждой книге есть иллюстративный материал.

И вот этот материал приводит в ярость. Ну ладно, он сделан на специальных глянцевых вкладках, а не внутри книги в соответствующих главах – так действительно дешевле издавать, ок. А то бы книга стала стоить совсем дорого. Но зачем на страницу формата А5 запихивать три полотна? Некоторых картин, о которых говорит автор, нет совсем. Зато есть другие, о которых автор не говорит ничего. Зачем они там? Не было человека, который бы навел порядок в материале? И почему везде Тарковские? Потому что Паола Волкова о них много знает? Спасибо, я уже купила ее книгу о Тарковских, эти фотографии могли бы смело жить там. А скриншот из «Матрицы» меня просто добил. Некоторые вещи вообще-то теряют ценность при переходе из видео в стоп-кадр. Я все понимаю: и желание заработать, и жирно издать достойного автора, и при этом не допустить перерасхода на подготовку, но здесь первый пункт явно победил.

В общем, даже не знаю, что сказать. Это вовсе не бессмысленное издание, но именно поэтому эти эффективные приемы так бросаются в глаза.  Да, бумага хорошая. И сверстано приятно.
Tags: чтение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments