Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Восстановление личности - Часть 2 "Память"

Объединение себя с собственной памятью тоже приносит поразительные результаты. Поразительно, сколько могут скрывать в себе отдельные кластеры нашего мозга, который аккуратно складывает туда все, что когда-либо происходило с нами.

Лекция Б.В. Аверина «Память как собирание личности» – лучшая вещь на тему значения памяти, которая мне встречалась. Память – это знание. В случае личных воспоминаний – знание самого себя. Ссылаясь на Платона, Борис Валентинович Аверин говорит в своей лекции, что «Любое знание – это припоминание». Действительно, чтобы мы могли воспользоваться нашим знанием, оно должно быть в памяти – и в открытом доступе. Пыльные сундуки с воспоминаниями не приносят никакой пользы, если мы не умеем в них копаться.



В самом начале лекции профессор Аверин рассказывает, что в какой-то момент при разборе бумаг он нашел свои записи об одном путешествии, которое он предпринял в молодости. Он с удивлением обнаружил, что не помнит ничего из написанного. То есть, фактически это было написано другим, прошлым, Борисом Авериным, с которым настоящий Борис Аверин был совсем не знаком. Меня это тогда удивило, и я подумала, что уж я-то все помню и все о себе знаю. Я даже, глядя на детсадовскую фотографию, могу назвать по именам всех, кто со мной ходил в группу №10 и кто ненавидел какао с пенкой больше, чем я.

Буквально через неделю я перебирала свои записи и нашла тетрадь, которой я пользовалась, когда занималась по методу Джулии Кэмерон – три страницы с утра в формате потока сознания. К этой практике я возвращалась в течение года, поэтому на руках у меня было энное количество этих потоков где-то с октября 2010 года по ноябрь 2011 г. Знаете, я с ужасом увидела, что я этих Кать Ковалевых тоже не знаю. Ни октябрьскую десятого года, ни ноябрьскую одиннадцатого года. Они что умерли уже? Там не было ничего особенно хорошего, но мне их стало жаль. Любые воспоминания – моя собственность, и я бы не хотела их так начисто терять. Вероятно, я не брошусь после этого писать дневник с целью зафиксировать ощущения от происходящего, но это открытие было неприятным. Кстати, вышеописанное не является рекомендацией метода Джулии Кэмерон, хотя я нашла для себя в нем много полезного. Вообще письменные практики – это реальный психологический инструмент, а про меры безопасности работы с ними хорошо написано у Дарьи Кутузовой здесь.

Другая подобная история, но со знаком плюс, со мной произошла после прочтения книги Keri Smith 'How to be an explorer of the world'. Книга сама по себе замечательная и учит как раз этому: собирать ощущения-воспоминания и интегрировать их в свое творчество. Подробней об этой книге написано у rikki_t_tavi здесь.

Там есть глава, которая называется Archeological Dig – Археологические раскопки. В ней предлагается найти объекты из своего детства, который вызывают поток воспоминаний. Если их невозможно найти физически, их можно воссоздать. Я немедленно попробовала – и эффект встречи с щипцами для колки сахара, которые всегда были в хозяйстве у бабушки, был весьма неожиданным. Никогда не думала, что можно вспомнить запах бабушкиного пирога, и как она замешивала печенье с помощью щипцов, которые даже не имеют отношения к этому процессу. А я все думала, почему же у меня творожное печенье не получается таким как у нее. Не надо было выпендриваться и печь его без дрожжей и разрыхлителя. Бабушка клала соду с уксусом.

Наверное, не все воспоминания стоят того, чтобы их выкапывать, но что-то по-настоящему неприятное не покинет человека, пока оно является неосознанным и непережитым. Этой теме посвящена вся гештальт-терапия, и как это работает в двух словах описано здесь, у Димы Печкина. Это самое компактное изложение гештальт-терапии, которое я нашла, и мне поэтому оно нравится.

Дети часто приходят в отчаяние от того, что родители не могут их понять. «Вы что сами детьми не были?» - всемирно распространенный вопль подростков. Можно считать, что не были, потому что забыли.

Как и восстановление отношений с собственным телом, общение с собственной памятью требует особого внимания к себе. Хорошо, если окружающие поддерживают человека в этом, либо интересуются похожими вещами, потому что это не то, что считается в обществе необходимым. Вот зубы чистить – это нужно, потому что кариес. Хотя зубы тоже нужны.

Продолжение про подсознание



Tags: психология, склад
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments