Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Что лучше — высокий контекст или низкий?

Искать ответа на этот вопрос не имеет смысла. Потому что человек, нацелившийся на попадание в определенную группу, вынужден смириться с ее формой общения.


У каждого типа контекста есть свои преимущества.

Высокий контекст сводит информационную коммуникацию к минимуму. Все необходимые знания уже прошиты у членов группы в голове, поэтому они могут быстро и решительно двинуться к цели. Это значит, что при разговоре между ними происходит в основном «шевеление усами» и поддержание контакта, поскольку необходимый объем информации ими уже освоен. Это большое преимущество в ситуации, которые требуют быстрых реакций. И любая слаженно работающая группа неизбежно будет создавать вокруг себя высокий контекст, потому что так намного удобней.

Вот пример. Был у нас как-то корпоративный тренинг. Тренинг был интересный, тренер заслуженный, участники из одного холдинга, но из разных стран. Разделили нас на команды и велели действовать. Нужно было сделать довольно объемную работу. И мы ее сделали часа за два, отчитались и пошли тестировать кофейную машину. Дотестировались тогда до полного выпадения глаз. А некоторые команды свою работу сделать не смогли вообще.

Почему это произошло?

Мы все оказались из одного офиса. Мы были знакомы, хоть и работали под разными вывесками. Более того, мы не просто знали друг друга, мы уже пересекались на общих проектах. Тренер этого не понял, потому что на бейджиках у нас были разные логотипы, и мы все были разных национальностей. Команда казалась такой же разношерстной, как и все остальные, но она такой не была. Поэтому мы договаривались стремительно там, где другие прогоняли полный коммуникационный цикл. Так действует группа высокого контекста.

Группы высокого контекста прекрасно защищают свои интересы, идеальны для коротких стремительных бросков и глубокой разработки темы. Здесь группам низкого контекста просто нечего им противопоставить.

Однако у групп низкого контекста есть свои большие преимущества. В низкий контекст можно достаточно быстро навербовать новых членов. Любой массовый сервис обязан работать на территории низкого контекста, потому что только так он сможет увеличить свою клиентскую базу. Интересно, что ему намного легче набирать себе людей, которые уже имеют опыт общения внутри группы с низким контекстом, потому что принципы функционирования таких групп универсальны. Там, где нужны новые люди, новые идеи, новые деньги, будет действовать низкий контекст. И на этом поле группа высокого контекста бессильна против группы низкого.

Также группа низкого контекста быстрее разрешает новые конфликты, поскольку развернутая коммуникация, принятая в группе, позволяет рассмотреть любой конфликт и быстро вычленить причину его возникновения. Группа высокого контекста, привыкшая к многочисленным умолчаниям, не может повторить эту операцию с той же скоростью.

Книга Бенджамина Питерса о том, как СССР придумал, но не смог запустить интернет — в том числе и об этом. Высокий контекст, который доминировал в СССР, не позволяет расширяться и включать в себя новых членов, он тяготеет к закукливанию.

Таким образом группы низкого контекста имеют лучшие шансы при экспансии и развитии, а группы высокого контекста лучше удерживают под контролем имеющиеся ресурсы и способны тщательнее прорабатывать свои решения. Выбить со своей территории крепко спаянную группу высокого контекста очень трудно. Я бы сказала, что хорошо быть группой высокого контекста на территории низкого контекста — в этом случае получается иметь максимум возможных преимуществ. Но это идеальный вариант. В большинстве случаев страна и область профессиональной деятельности определяют тип контекста.

Tags: коммуникация, контекст
Subscribe

Posts from This Journal “контекст” Tag

  • Доверие порционными кусками

    Сама мысль о том, что нужно начать доверять незнакомому человеку, вызывает у нашего человека панику. Так происходит потому, что у нас не умеют…

  • Как мы живем, если все над всеми доминируют

    На прошлой неделе мы с чувством обсудили доминирование, в котором мы большие мастера. Кому-то может показаться, что мы весь день проводим в…

  • Коммуникация чужими руками - 4

    И еще одна часть ускользающей реальности: юридическая. Мы к ней привыкли, договора подписываем ежесекундно, и, кажется, что все можем сделать сами.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments