Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Почему навык слушания не улучшается

В молодом возрасте нет причин работать над навыками слушания. Во-первых, никто не подозревает, что их нет. Во-вторых, от них не видно пользы.

Как выглядит день нашего школьника? Он приходит в школу и ему начинают лить в уши нечто. Из-за особенностей программы это нечто имеет мало общего даже с предстоящим тестом — по этой причине родители и вынуждены заниматься с детьми. Т.е. на человека обрушивается некая речь, которая ему не интересна и не нужна. Вынести это невозможно, и уши закрываются. На перемене уши не открываются, потому что часть общения вынесена в сети, а устная часть проходит в режиме шевеления усами, где информационный обмен сведен к минимуму. Можно слушать невнимательно.

После школы ребенок приходит домой. Вечером встречается с родителями. И если родитель не вовлечен плотно в общение с ребенком, а просто ездит ему по ушам «где пятерки? опять чашку разбил? да я в твои годы», то уши уже не просто закрываются, а заклеиваются. Для надежности. Исключения из этой истории есть, но их не очень много, и их сразу видно.

Слушание идет в комплекте со смотрением, что усложняет ситуацию.Чтобы понять собеседника, нужно услышать его текст и обработать невербальную часть. Объяснения различных невербальных реакций идут сейчас только в молодежных сериалах, и количество позиций невелико. Более того, объяснения размазаны по русским, американским и японским анимэ-сериалам, и консолидировать знания трудно. Многие вообще железно узнают только одну невербальную фигуру — это поза со скрещенными руками и задранный подбородок. Тут всем понятно, что собеседник сердит.

Нельзя сказать, что взрослые намного превзошли молодежь в чтении невербалки. Многие преподаватели до сих пор не знают, что когда студент, отвечая на вопрос, поднимает глаза вверх, а потом отводит их в сторону, это он так пытается вспомнить материал. Рабочий прием, многим помогает. А учителя думают, что ученик над ними так издевается.

Если потом человек попадает в высококонтекстную среду и из нее не выходит, слушание ему особо не понадобится. Он даже знать не будет, что он пропустил. В высоконтекстной среде требуются совсем другие рецепторы, и слушание носит вспомогательный характер.

Возможно рост популярности видео со звуком что-то изменит в этой ситуации, но пока ничего не произошло.
Tags: коммуникация
Subscribe

Posts from This Journal “коммуникация” Tag

  • Построение доверия

    Я хотела в какой-то момент вернуться к теме доверия и вот. Без первичного доверия разговаривать вообще нельзя. Способов его построить много, но…

  • Кевин Спейси и тут наследил

    По наводке dechicot посмотрела вчера выступление в Гугле Стефани Палмер, автора книги Good in a Room. Очень милая и застенчивая…

  • Цифровое расщепление - 2

    Вчера division___bell высказал интересную мысль по поводу цифрового расщепления. «И чудится мне, что эта новая реальность…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments