Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Контекст


Я люблю почитать в других журналах разные ответы на вопросы, оставим сейчас за кадром, что в некоторых местах ответ интересней, чем вопрос, а в других — наоборот. Интересно, что вопросы разделяются на четкие группы — от людей откровенно безумных, от людей, которых от решения проблемы отделяет полшага, и от людей в тяжелой ситуации из-за того, что они вошли на территорию, зарезервированную для людей с деньгами.

И в эту последнюю категорию люди попадают самыми разными путями. Тут и сложное образование, и бизнес, запущенный не так и не там, и недорешенный жилищный вопрос. И людей этих очень жалко, потому что обычно им трудно что-либо советовать. Проблема у них настолько велика, что ее не решить ни за год, ни за два, и одним советом не обойдешься.

Взять хотя бы вопрос с образованием. У меня волосы на голове шевелятся от того, что люди до сих пор верят в то, что образование может быть получено бесплатно, и что параллельно с его получением можно заработать кучу денег. И я даже знаю, кто их этими байками кормит — люди старшего поколения.

Характерная деталь таких баек — полное отрицание контекста.

Например, какой-нибудь мой ровесник рассказывает, сколько зарабатывал фарцой в 90-е и намекает, что каждый студент сейчас может так же. При этом он не рассказывает, что много денег в 90-е это не то же самое, что много денег сейчас, что рынок сейчас перенасыщен всеми видами товаров, абы чем не поторгуешь, что учиться во многих местах можно было спустя рукава, потому что преподавателям было не до студентов.

Другой представитель старшего поколения рассказывает, что он-то всему научился бесплатно, а не то, что нынешние. Хм. Тут сложнее. Вот такую байку так просто не расколешь, потому что нужно аккуратно сравнивать, чему выучился герой рассказа, с тем, что требуется сейчас. Например, один из важных аспектов современной профессиональной подготовки — наличие определенных сертификатов, которые выдаются по результатам экзаменов. Набор этих сертификатов зависит от специальности, и ко многим невозможно подготовиться самостоятельно, по крайней мере, в молодом возрасте. А это деньги и время. Да тот же английский требует многих лет усилий. Ничего подобного раньше не требовалось.

Еще один элемент контекста — социальное давление. Оно и сейчас выглядит по-разному в больших и маленьких городах (вы знали, что в маленьких городах люди больше вкладываются в одежду, чем в больших? я вот только что узнала), а уж разница между советским и постсоветским вариантом просто огромна. Учиться, когда вокруг все вокруг тебя занимаются тем же самым — это одна история, а учиться, когда тебя со всех сторон обступил мир потребления — совсем другая.

Более того, есть огромное количество направлений, которые требуют многих лет интенсивной учебы. Они несовместимы с работой, которая интеллектуально или физически затратна. Т.е. даже если обеспечить себе бесплатную учебу, все равно нужно на что-то жить. И об этом нужно думать заранее, потому что совместить полноценную учебу с трудозатратной работой невозможно. Через несколько лет такой жизни от человека остается пустая шкурка. Я немею от изумления, что люди пытаются выплыть из этой ситуации на антидепрессантах. Какие антидепрессанты в такой ситуации? Вы о чем? Еще призывают на помощь позитивное мышление, но, послушайте, у него тоже есть границы применимости. Вот попробуйте на силе внушения запрыгнуть с земли на третий этаж.

Длинные образовательные забеги требуют мощной финансовой поддержки. Обычно родительской, поскольку с грантами и вменяемыми кредитами у нас не очень. Если этой поддержки нет, то требуется очень тщательное планирование и множество мелких шагов, которые позволят удержаться на плаву. Для этого нужно понимать, насколько сложно устроен современный мир, и что в нем ничего не происходит мгновенно. Под любую помощь и любые плюшки нужны горы бумаг и тонны усилий, а пока это все соберется в одном месте, нужно жить без них. Это довольно несправедливо, но в результате помощь получают люди, у которых и так все в порядке. Именно потому, что их с детства учат планировать, накапливать и разумно тратить ресурсы, а также тому, что все запланировать нельзя, что-то всегда пойдет не так. И вот это «не так» тоже должно быть заложено в уравнение. Да, и те же родители еще им денег дают. Людям без финансовой поддержки, которые не готовы участвовать в сложных схемах, нужно выбирать образовательные забеги покороче. Иначе можно убиться. Простой инструкции «Как пройти сложный путь без ресурсов» не существует.



Tags: #000000, образование
Subscribe

Posts from This Journal “образование” Tag

  • Про умение считать

    За последнюю неделю трижды всплыла тема учета расходов, и почему-то каждый раз мы сворачиваем на обсуждение мытья пакетов. Пакеты были неприятной…

  • Добби реабилитировался

    Что-то я расстроилась, что так и не смогла вспомнить название черного письмовника. Добби плохой. Не чтобы я очень гордилась своей памятью, но это…

  • Курс по истории школы в Москве

    Алексей Игоревич Любжин philtrius скоро будет читать курс лекций по истории русской школы — с допетровского периода и до конца…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments