Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Когда не надо быть понятным

Всякий, кто читал американские книжки про коммуникацию, обязательно наталкивался на постулат «излагайте проще, в этом секрет успеха». И некоторые ему искренне верят. Однако зря, ибо коммуникация не настолько простое дело, чтобы жить по единственному принципу.

Есть как минимум два случая, когда понятность вредит, и мутность ей только в плюс. Назовем их «во имя зла» и «во имя добра». Зло и добро здесь относительны, зло распространяется на случаи, когда коммуницирующий желает выключить аудиторию, а добро — когда включить.

В рамках принципа «Во имя зла» коммуникатор желает задоминировать над аудиторией и показать ей, что он намного умнее. Для этого намерения яд незнакомых слов подходит как нельзя лучше. Однако его количество должно быть строго отмерено, если от аудитории требуются хоть какие-то действия, а не полный анабиоз. Потому что когда совсем ничего непонятно, аудитория засыпает, и тут уж ничего с ней не сделаешь.

Я много видела призывов быть дружественным и понятным, но это далеко не всегда верный путь. При попадании в агрессивную среду принцип интеллектуальной перегрузки оппонента может оказаться весьма продуктивным. В этот же арсенал попадают не только незнакомые слова, но и туманные формулировки, тяжелые обороты и объемные тексты. Ужасающие договора с мелкими буквами специально пишутся таким образом, чтобы никому не хотелось их читать.  Чтобы выйти из-под прессинга формата «во имя зла», нужно усилие воли, на то и расчет.

А в рамках принципа «Во имя добра», когда нужно все-таки включить внимание аудитории, незнакомые элементы вводятся совсем точечно. Отличный пример в ответ на историю про ракушки мне подсказал tovbard — включение в меню блюда «конкильони» заставило бы человека поинтересоваться, а что это? Тут только нужно помнить, что большая часть людей стесняется задавать вопросы и способна поинтересоваться одним словом, максимум двумя. Если слов окажется больше, наступит ситуация «во имя зла».

Так что в непонятности есть польза. Только дозу надо рассчитывать.

Tags: коммуникация
Subscribe

Posts from This Journal “коммуникация” Tag

  • Построение доверия

    Я хотела в какой-то момент вернуться к теме доверия и вот. Без первичного доверия разговаривать вообще нельзя. Способов его построить много, но…

  • Кевин Спейси и тут наследил

    По наводке dechicot посмотрела вчера выступление в Гугле Стефани Палмер, автора книги Good in a Room. Очень милая и застенчивая…

  • Цифровое расщепление - 2

    Вчера division___bell высказал интересную мысль по поводу цифрового расщепления. «И чудится мне, что эта новая реальность…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments