Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Gamification - много букв



Геймификация имеет много общего с играми, но и различий у них тоже много, и никто этого не отрицает. Поэтому геймдизайнеры, кидающие камни в геймификацию за искажение концепции, пожалуй, не правы. Хорошая геймификация не пытается притвориться игрой. Можно сказать, что геймификация - это новая вежливость. Она не в состоянии упаковать в себя сложную реальность целиком, но при этом прекрасно оформляет элементы входа и отдельные трудные моменты.

В чем-то грамотно геймифицированная реальность похожа на хорошего доктора. Он и в общении приятен, и лечить умеет, и, конечно, каждому хотелось бы эти вещи получать в комплекте, а не в розницу.

ПО ЧАСТЯМ НЕ ПРОДАЕТСЯ

Геймификация появилась не вчера, поэтому сейчас уже наработан большой положительный и отрицательный опыт. Если маркетинг ее использует с удовольствием для всех и пользой для себя, то образование и работа с персоналом все время натыкаются на естественные ограничения. Например, в свое время были выделены шесть областей в работе с коллективом. И только в двух из них может быть применена геймификация - в области наращивания новых навыков и в области улучшения отношений в коллективе. Извините, дорогие hr-ы, больше ничего у геймификации для вас нет.

Геймификация сама по себе вещь сложная. В ней есть три части: динамика (общая картина), механика (двигатель процесса) и компоненты. С компонентами, к которым относится весь набор разнообразных наград, знакомы все и частенько пытаются внедрить в процесс только их, без механики и динамики. Я сама так делала много раз, посыпаю голову пеплом. Некоторый эффект от таких деяний есть, но ненадолго. Более того, возможны ситуации, когда награды усиливают внешнюю мотивацию и начисто выключают внутреннюю, и именно поэтому внедрять геймификацию в образование нужно с большой осторожностью. Историй о том, как в погоне за пятерками студенты забывали, зачем они вообще все это делают - достаточно. Оборотная сторона наград - наказания - тоже часто оказывается контрпродуктивной, поскольку наказываемая сторона может решить, что теперь наказуемые действия можно повторять с чистой совестью. В качестве примера на эту тему приводится старый израильский кейс про детский сад, который решил штрафовать родителей, когда они забирали детей с опозданием. Эффект получился обратный. Отлично, сказали израильтяне, раз это теперь платная услуга, то мы еще позже придем. Я их понимаю, я бы тоже так поступила. Оплатим совесть деньгами, да.

ТЕМНОТА ДУШИ

Самым сложным делом для геймификации является выращивание внутренней мотивации, и похоже, что у людей без зачатков такой мотивации ее вырастить нельзя. Помочь прорасти - да, посеять - нет. Климат - наше всё, но его создание - работа тонкая. Внутренняя мотивация проходит определенные стадии в процессе роста, и они известны, но только она сама знает, когда приходит время перейти на следующую. Несмотря на то, что геймификация подтянула к себе все находки психологов и геймдизайнеров, которые смогла найти, она все равно не может предложить какие-то стандартные модули, которые можно было бы внедрять не глядя. Поэтому в любом случае придется думать головой.

ГДЕ-ТО Я ЭТО ВИДЕЛ

Все стоки, на которых мы работаем, в разной степени геймифицированы. Глупо было бы, если б там этого не было. И там хорошо видно, что ряд игровых придумок весьма неплох, если их правильно применять. Например, каждому начинающему стокеру обидно, что богатство не наступает. Он тут уже 100 картинок загрузил, а миллионов нет как не было. Для таких людей придуман рост ставки за картинку. Он микроскопический, и существенного влияния на доходы не оказывает, но самооценку повышает. Различные тьюториалы для начинающих - это чистой воды scaffolding/обучающие подпорки. И он скрыт не только в тьюториалах. Классический игровой принцип - на начальном этапе объяснить по минимуму, чтобы не перегружать, и позволить наращивать квалификацию в процессе - здесь применен идеально. Между прочим, эту вещь хотелось бы иметь в образовании в большем объеме - чтобы подготовительный этап не длился бесконечно долго. Дети часто ломаются именно на этом.

Как только заработки стокера начинают походить на деньги, микроприбавки или заканчиваются совсем, или шаг между повышениями значительно возрастает. Но другие вещи остаются. Набор стимулирующих элементов от стока к стоку отличается, но один есть всегда - это возможность наблюдать динамику доходов. У Шаттера есть еще одна штука, которая показывает, насколько они хорошо знают проблемы стокеров. Стокер обычно работает в одиночестве. И не видит, куда уходят его работы, и это обидно. Нет, деньги - это хорошо, но хотелось бы знать, что твои картинки не поедает неведомый черный монстр. Конечно, можно потом в интернете поискать, но не всегда получается. И специально для подъема настроения сделана карта мира, где видно, в каком городе только что купили твою картинку. Это очень здорово придумано. Все эти вещи никоим образом не заменяют личных усилий, но они радуют. А радостный человек работает лучше, сколько бы наша национальная традиция не утверждала обратное.

РАЗНЫЕ, ХОТЬ ТРЕСНИ

Любая геймификация построена для людей и вокруг них. Но люди отличаются друг от друга как небо от земли. В курсе представлены несколько возможностей классифицировать игроков, мне понравился подход Бартла, люблю аккуратные квадратики. Он выделяет Achievers, Killers, Researchers, Socializers, по типу основной активности - добыть, задоминировать, исследовать и поболтать. Забавно, что тип киллеров является самым малочисленным везде, кроме России, Турции и Южной Кореи (про это на курсе политкорректно не говорили). Тип игрока зависит от психотипа человека, т.е. это более-менее постоянная характеристика. Конечно, человек в состоянии менять свое поведение в зависимости от ситуации, но сильно напрягаться он не захочет.

ОЙ, ПРАВДА ЧТО ЛИ?

Я всегда считала, что не играю ни во что, кроме бабблов. А в течение курса все время просят вспомнить, в какие игры вы играли, и как там решалась такая и такая проблема. И тут оказалось, что только в последние пару лет я играла в Ingress, Plants vs Zombies, Alias, «Портреты», «Борьбу умов» и «Нарисуй и угадай». Упс. Мне-то казалось, я все время делом занимаюсь.

КОШМАР ЮРИСТА

И еще в курсе очень большой блок посвящен юридическим последствиям, которые может повлечь геймификация. Тут у меня просто челюсть отвалилась - введение игровой валюты немедленно включает все финансовое законодательство, которое накопилось на данной территории. На этом фоне наши осложнения с соглашениями о неразглашении персональных данных выглядят детскими игрушками. Но про это я писать уже не буду, в конце концов курс доступен бесплатно, и каждый может сходить и поужасаться.

#gamificationMOOC

Tags: #000000, #gamificationmooc, внезапное, образование, онлайн
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments