Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Мозгомыслие

Недавно нашла хороший журнал, а в журнале – список фактов про мозг, собранный по толковым книгам, которых в последнее время было издано немало: http://kvisaz.livejournal.com/777114.html. Нормальный список, просветляющий. Он показывает, что человек многое может, если правильно упрется рогом, и что в тот момент, когда он это сделает, он не сможет все остальное. И по рекомендации того же журнала прочитала «Фрикомыслие».

«Фрикомыслие», как легко догадаться, книга тех же самых авторов, которые написали «Фрикономику» – Стивены Левитт и Дабнер. Только сейчас обратила внимание, что у них одинаковые имена. Как они, интересно, друг друга зовут? Мне было бы странно все время обращаться к другому человеку «Кать, а Кать!»

Читается она легко, такая же увлекательная, как «Фрикономика», но у меня с ней была одна проблема. Большую половину я уже читала в других местах. Кейсы про коричневые M&M's группы Van Halen и Барри Маршалла с его хеликобактерами я знаю наизусть. Я не знаю, что произошло – растащили ли книгу на куски, или авторы наоборот собрали все в мире подходящие байки, но это не имеет значения, потому что главное в ней – логика нестандартных решений. Там и про страховку для террористов прекрасно, и про винных критиков, и про наследственную гипертонию у афроамериканцев. А в самом начале отлично показано, как важна обратная связь в обучении. Представьте, пишут авторы, что вы – первый в истории человек, который пытается испечь хлеб. Но при этом вам запрещается ставить его в духовку и пробовать то, что получилось в итоге. Зато разрешается как угодно менять пропорции и добавлять ингредиенты. Представили? Ага. Вот, что такое обучение без обратной связи.

Но особенно меня порадовал кейс с тестированием заголовков объявлений. Вот он каким-то образом прошел мимо меня. Люди сделали объявления с призывам к экономии энергии с четырьмя видами заголовков. По одному на каждую мотивацию. Заголовков было четыре. 1 – Экономь энергию, сохрани природу! 2 – Внеси свой вклад – сбереги энергию для будущих поколений! 3 – Экономь деньги, экономя электроэнергию! 4 – Присоединяйся к соседям – экономь энергию!

Заголовки протестировали. Как коллеги по цеху уже наверняка догадались, победили благостные заголовки 1 и 2. Четвертый стадный пришел последним. Казалось бы, вот оно – решение! Но исследователи оказались коварней рядовых маркетологов. Они забацали все четыре вида листовок и разместили их в разных районах. Один заголовок – один район. Ну и что получилось? Наибольшая экономия электричества была достигнута там, где висела листовка с призывом присоединяться к соседям. Кто бы сомневался. Там, правда, был один подлог. Это была единственная листовка с описанием конкретных действий – там предлагалось перейти с кондиционера на вентилятор. В остальных было больше бла-бла, а мы знаем, что бла-бла всегда работает хуже.

В общем, это хорошая и быстросъедаемая книжка. Примерно на час или чуть больше. Никакой системы мышления, на которую намекает название, там нет, так что напрягаться не придется. Это именно байки.
Tags: чтение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments