Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Психбольница в руках пациентов

Прочитала “Психбольницу в руках пациентов” про разработку софта. Название дивное, конечно. Книга издана давно, и это чувствуется, например, когда автор говорит о том, что сам Windows работает отлично, а вот приложения похуже, потому что их писали стажеры. Не уверена, что сейчас можно найти хоть одного человека, который скажет доброе слово о Windows.

Тем не менее, книга мне понравилась, потому что там обсуждается любимый мой тезис «прежде чем что-то делать, подумайте зачем».

Очень порадовала часть с портретами пользователей, особенно кейс с развлекательной системой в самолетах. Надо признать, что создание этого портрета – очень ответственная работа, и что пользователя куда проще придумать, чем реально понять, что он из себя представляет. Те, кто вовлечен в любые процессы с невидимыми конечными потребителями, знают, как легко пойти на поводу у собственных фантазий. Если конечный результат работы удален от начала на год или больше, то есть большой соблазн свалиться в эффективный менеджмент, нарисовать картинок, а там хоть трава не расти. А расплата будет ужасной.

Еще очень важная мысль, что исполнитель не может сам себе написать бриф. Технически может, конечно, но он неизбежно начнет модифицировать его с тем, чтобы легче было исполнять. Самобрифование возможно только в тех случаях, когда исполнитель сам несет всю ответственность за весь цикл операций от производства до продажи. Когда речь идет о корпоративном софте, эта ситуация в принципе возникнуть не может. Это не означает, что исполнитель не может в этой работе участвовать, но полная ответственность исполнителя за бриф чревата большими осложнениями.

А скажите, пожалуйста, дорогие программисты, вы же есть среди моих читателей, действительно ли прототип программы, который пишется в начале работы, потом выбрасывается на помойку? И все пишется заново? И что если так не сделать, а отдать клиенту вроде бы работающий прототип вместо нормальной программы, потом все будет плохо? Эта часть процесса мне совершенно незнакома.

Я точно знаю, кто эту книгу не читал. Создатели интернет-клиента, который стоял в моем предыдущем банке. Более ублюдочную программу было трудно себе представить. У них,  например, был универсальный бланк платежки. Выглядел он как чертеж космического корабля. Они поленились сделать платежки для разных категорий пользователей и закатали туда все, что могло теоретически понадобиться. А уж документы для валютных платежей были настоящим адом. Компенсировалось это только сверхтерпеливым валютным отделом, которые со мной заполняли все справки. Ну и надо было делать софт, к которому еще нужна куча народу? Вот, кстати, об искусственном интеллекте. Его поклонники говорят, что он скоро выгонит всех людей и будет делать все сам. Вы не забудьте уточнить у него, согласен ли он будет работать в тех условиях, что и люди. А то может оказаться, что нет.

В общем, книга хорошая, но хотелось бы какого-то нового издания, потому что все проблемы взаимодействия людей с техникой и программистов с непрограммистами остаются прежними, но техническая часть выглядит совершенно по-другому.
Tags: чтение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments