Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Счастья нет

Есть две книги про образование, которые неожиданно сложились у меня в голове в одну. Потому что одна описывает жизнеутверждающее, хоть и полное борьбы,  начало, а другая показывает, куда ты придешь после победы.

С первой я познакомилась благодаря блогу hettie_lz, там лежит ее пересказ. По-моему, на русский ее так и не перевели. Это Whatever it takes. Это душераздирающая история о том, как один великий человек пытался добиться в Гарлеме тех же результатов, что и стандартная школа в белом квартале. Звали человека Джеффри Канада. Если коротко, то в процессе работы он обнаружил несколько вещей:

-  Образование начинается прямо с рождения, если оно началось только в школе, ребенок безнадежно опоздал. Все то, что мы считаем само собой разумеющимся – обучать ребенка, что здесь мягкое, что твердое, что горячее, не орать на него все время, не сажать перед телевизором, читать ему книжки – не происходит автоматически. Привычный модуль поведения обычной семьи недоступен бедной, если его не донести.

-  Естественная среда бедных, где дети пользуются большей свободой, умеют ей пользоваться, и при этом меньше учатся, не помогает детям в школе. Такие дети не воспринимают взрослых как тех, кто им может помочь, а относятся к ним как власти, которую нужно избегать.

-  В бедных семьях плохо вырабатываются такие навыки как терпение, умение точно следовать инструкциям, откладывать удовольствие. Также страдают и когнитивные навыки – память, внимание, принятие решений. И это проблема.

-  Разводы и прочие выкрутасы родителей очень мешают детям учиться.

После того, как Джеффри Канада все это выяснил, он отстроил систему, которая занимается детьми с самого рождения. Проект успешно функционирует и в настоящее время, дети там успешно учатся и выходят подготовленными.

И вообще тут у нас полный успех, поскольку такая система есть везде, где люди хотели учить своих детей. А теперь давайте посмотрим, что из этого вышло, и про это нам расскажет вторая книга.

У нее перевода точно нет, поскольку она написана совсем недавно. Это Teach Your Children Well: Why Values and Coping Skills Matter More than Grades, Trophies or «Fat Envelopes». Автор – Мадлен Левин, психолог, соучредитель крутых образовательных проектов, автор бестселлера The Price of Privilege и вообще специалист по работе с детьми, у которых должно было быть все хорошо, но не стало.

В этой книге Левин рассматривает ситуации, когда у детей даже близко нет таких проблем, с которыми сталкивался Джеффри Канада. Это те дети, которым сразу читали все, что надо, развивали, возили на теннис и вокал, их родители не дрались и даже почти не разводились, но все как-то не срослось. Почему? Потому что палка перегнулась в другую сторону. Перегруженное расписание приводит не только к накоплению полезных навыков. Оно еще и вызывает избыточную зависимость от взрослых и неспособность принимать решения. Помните, что было у Канады? Там дети принимали собственные решения, избегая вмешательства взрослых, и набирали на свою голову проблем. Это недолет. А тут у нас перелет. Полный паралич воли и непонимание, где искать нужный ресурс. В книге описан просто выдающийся случай. Студентка Мэй поступила в Стенфонд. Ура! Вы понимаете, какой это подвиг, Мэй действительно молодец. И вот она идет по кампусу и понимает, что забыла расписание. И не знает, куда ей сейчас надо. Она в панике, что понятно, потому что кампус любого американского университета – это всегда немного город. Что она делает? Вот вы бы что сделали? А Мэй позвонила маме в Азию. Включился привычный модуль: у меня проблема, зовем маму. Можно было бы вернуться в общежитие, можно было бы подойти к справочной службе, но нет – мама!

Именно поэтому Левин говорит, что знания – это, конечно, прекрасно, но чтобы такого идиотизма не происходило, надо разворачиваться к ценностям (values). К универсальным вещам, которые помогут ребенку справляться с непредвиденным. Тут могло бы пригодиться кое-что из того, что и так было у контингента Канады, но его нет. Поэтому все придется конструировать искусственно, ибо, как мы выяснили некоторое время назад, естественное обучение более не существует.

Необходимо отметить, что книга направлена на благополучных людей, живущих в городе. Это особенно хорошо видно по комментариям читателей, потому что часть рекомендаций совершенно нерелевантна для людей, живущих на ферме. У них каких-то из этих проблем просто нет.

Книга фактически разделена на три части: для начальной школы, для средней и для последних классов. И, соответственно, для каждого возраста выделяются вещи, которые было бы хорошо в данный момент воспитать.

В начальной, например, самое время учиться дружить, разбираться с тем, кто ты есть, справляться с первыми трудностями в учебе и обязательно играть. Все советы вполне здравые: не сравнивать успехи ребенка с другими детьми, не навязывать раннюю специализацию, а то можно что-нибудь ценное потерять, не вестись на избыточную драматичность детских рассказов, т.е. прежде чем рубить головы, выяснять, что же собственно произошло в школе.

В средней на первый план выходит помощь в построении независимости, создании собственной группы друзей и сохранении здоровья, поскольку риски действительно возрастают. Там есть очень смешные вещи, но они уже и для нашей среды релевантны, типа поручить ребенку позаботиться о своей еде и не делать ничего, если он себе круассан не запас. Для родителей, которые могут оградить ребенка буквально от всего, это серьезное волевое усилие.

В последних классах нужно уже серьезно учить думать, сопоставлять факты, принимать решения, искать ресурсы для реализации этих решений, разбираться с собственной сексуальностью и развивать собственную идентичность.

И заканчивается книга общей частью про определение ценностей семьи и как их транслировать. Это важно, потому что именно разрыв между реальными ценностями и трансляцией вызывает большинство надломов.

Еще через всю книгу насквозь идет сомнение в стандартном понимании успеха «я в костюме с жирным банковским счетом», поскольку когда это просто атрибут, не прикладывающийся к тому, что для человека действительно важно, то ничего хорошего из этого не выйдет.

Из прикольного – прямо внутри книги есть видео автора, где она пару минут обсуждает какой-то вопрос. Мне понравилось. Она хорошо говорит, и это весьма развлекает.

В общем, мы строили-строили и, наконец, построили. Теперь давайте строить обратно. И если что-то придется потерять по дороге, давайте потеряем, потому что весь вожделенный объем знаний и навыков не приобрести.
Tags: образование, чтение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments