Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Знания и компетенции на примере репок

Компетенции – это теперь наше все. Считается, что человек, который приобрел некий набор компетенций, подготовлен ко всем поворотам, потому может вырастить себе новые в любой момент. Однако тут есть некий подлог, и хочется посмотреть ему в глаза.

Что такое компетенция? Это некий прикладной навык, который ты быстро достаешь из кармана, пускаешь в дело и получаешь много женщин и машин. Действительно, если в список компетенций входят такие приятные вещи, как «навыки освоения информационного пространства» и «навыки работы на компьютере», то их обладатель может собрать презентацию, быстренько прошерстив интернет на заданную тему. И за это похвалит начальство. Может быть. Однако если эти компетенции не растут из большого массива знаний, то такая компетенция будет иметь очень узкий спектр применения, и ее нельзя будет легко и быстро перепрофилировать.

Компетенция, которая растет из знания, будет более удобной для обладателя.

Большие знания в области иностранного языка означают уверенное знание грамматики, большой словарный запас - общей и специальной лексики, умение читать сложные тексты, знание коммуникативных особенностей другой культуры.

Такие знания дают мощную компетенцию, и их обладатель сможет быстро прочитать текст на знакомую тему и сделать выводы, а текст на незнакомую тему - одолеть в разумные сроки и все равно сделать выводы.

Что происходит с компетенцией, не имеющей знаний в основе?

Малые знания в области иностранного языка обычно включают в себя минимальный набор лексики и фраз по определенной теме. Они дают на выходе слабую компетенцию, обладатель которой может в разумные сроки разобраться в очень знакомой теме. Это всё. Больше он ничего не может.

Знания – это репка, из которой растет зеленый хвостик компетенций. Он густой и красивый. Его можно переориентировать на другие задачи. Он выглядит так:







Компетенция без знаний – это дохлый хвостик, который годится только под узкие задачи. Так выглядит компетенция без знаний.


Человек, у которого есть только компетенции без знаний, не сможет быстро перестроиться на другие задачи. Ему не из чего растить другие компетенции. Это невозможно. Сначала придется вырастить репку, либо с нуля растить другой дохлый хвостик.

Примеры людей, которые легко переходят из сферы в сферу, обычно только подтверждают эту истину, потому что всегда оказывается, что человек совершает все свои рывки, используя одну базу навыков. Например, умение организовать людей – быстро понять, кто что может и кто кому готов подчиняться, и выстроить иерархию в соответствии с этим пониманием. Здесь внутри репки заключены знание человеческой психологии, понимание конкретных производственных процессов, собственная рациональность и умение использовать чужую иррациональность. И все это очень большие области.

Вернемся к компетенциям. Возьмем идеальный список, который я стащила в одном уважаемом месте. Их выпускник по окончании вуза должен в частности:

- иметь знания по иностранному языку,
- иметь навыки работы на компьютере и участия в интернет-проектах,
- иметь знания об этикете, о культуре поведения,
- иметь знания и умения в области здоровья и здорового образа жизни,
- иметь навык брать на себя ответственность,
- знать процедуры ведения профессиональной деятельности специалиста и профессиональную этику.

После рассмотрения этого списка хочется закричать – ШТАААА? О чем это все? Какого объема знания по иностранному языку? Навыки участия в каких интернет-проектах? Какие процедуры? Подсознательно мы надеемся, что за каждой фразой скрывается мир, но напрасно. Узкие прикладные навыки ужасны тем, что их очень легко демонстрировать. Умеет человек быстро нашвырять фраз в пауэрпоинт – значит, умеет делать презентацию. Может выучить пять фраз по-английски – имеет навыки общения. Знает, что курить вредно – вообще молодец. Большое знание так легко не подделаешь. Именно потому, что оно большое. И учить ему сложно, а показывать еще сложнее, поэтому приобретение компетенций как конечная цель обучения выглядит куда как более симпатично.

При этом я догадываюсь, откуда взялась такая любовь к компетенциям. Мы же тут рисовали репки с хвостиками и хвостики без репок, да? Однако существует ситуация и репок без хвостиков.

Это условный портрет очень умных людей, которые обладают колоссальным запасом знаний и уникальной эрудицией, но пристроить все это добро никуда не могут. Т.е. вот у нас есть репки, которые сидят под землей, и от них никому ни холодно, ни жарко. Нет хвостика у репки, чтобы ее вытащить к людям. Эта ситуация не такая уж редкая, и она изрядно всех достала, но полное переключение на выращивание одних только компетенций – не выход.

Разумный подход - обладать несколькими крепкими блоками знаний, в которых хорошо ориентируешься, и несколько большим набором компетенций, не все из которых имеют мощную базу. Будем реалистами, нельзя быть специалистами во всем. Никакой жизни на это не хватит. У каждого человека есть список видов деятельности, с которыми он пойдет к специалисту, как только ситуация выйдет из-под контроля.

Вот, например, мои швейные навыки ограничены умением пришивать пуговицы  и зашивать какие-то мелкие дырки. А если мне захочется какое-то особенное платье, я пойду за ним в ателье. Это называется, там где ты ничего не можешь, ты не должен ничего хотеть. Но, например, у меня не было никаких проблем с тем, чтобы разобраться, как писать сценарии для анимации в формате whiteboard animation, где картинка статична, потому что я знаю, как делается обычная анимация в динамике, соответственно понимаю, где есть параллели, а где нет. И у всех, кто чем-то профессионально занимается, эта история выглядит примерно так.

В общем, выехать на одних компетенциях не получится. И обойтись без компетенций – тоже. Нужны знания и компетенции в разумных объемах и количествах. Тут будет уместно спросить – кто я такая и какое право имею? Я, товарищи, со свежими выпускниками все время по работе сталкиваюсь, хехе. Хрупкие они и нежные, такие же, как их компетенции.

Tags: образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments