Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Дикие языковые волки

С изучением иностранных языков связано много мифов. Я не буду пытаться перечислять их все, выловлю главный – что язык можно выучить целиком. Отсюда берутся идиотские формулировки типа «знать язык в совершенстве». Люди, видимо, представляют себе язык в виде большого кита, которого можно приручить, и он будет твой. Но на самом деле язык – это скорее стая волков. И все, что можно сделать – это вытаскивать каждого отдельного волка за хвост и приставлять к делу. И при этом помнить, что как только отвернешься, волк уйдет, и придется его ловить заново. Уже не совсем как в первый раз, далеко он не убежит, но все равно.

Количество этих условных волков – практически бесконечно. Это и произношение, и грамматика, и умение понимать, и умение говорить, и лексика по каждой отдельной теме, и тонкие литературные нюансы, и навыки перевода, и прочее, и прочее, и прочее. И хватать надо тех волков, которые нужны сейчас. Нет смысла набрасываться на все сразу, переживать из-за неидеального произношения, или заниматься идиотским вставлением редких слов в учебный текст, если вы взрослый. Вам ЕГЭ не сдавать.

Вот очень интересный пост человека, который учил испанский. И учил его под конкретные цели. Во-первых, обратите внимание, как много усилий требуется даже для того, чтобы пользоваться языком лично для себя. Зарабатывать деньги с его помощью автор пока не планирует. Во-вторых, посмотрите, как подобраны ресурсы – и что каждый ресурс может и чего не может.

Ни при каких целях не получится использовать только какой-то один метод изучения языка. Не хватит ни преподавателя, ни тренажера, ни книжек с сериалами. Только комплекс, и именно в том варианте, который нужен именно под ваши цели. Если вы уже взрослый, вам нет смысла обращаться к тем же ресурсам, которыми пользуются школьники. Да, разумеется, если по дороге цели изменились, нужно подкорректировать программу, но начинать учить язык без целей – это путь в никуда. Язык – это инструмент. Если вы не знаете, зачем он вам, он вам за это отомстит.

Взрослые имеют возможность обойти эту проблему пресловутого teach to test – когда обучающихся ведут к сдаче теста, а все остальное никого не волнует. У меня много коллег в языковой сфере, и я просто в шоке от их рассказов про студентов, сдавших этот сложнейший ЕГЭ по английскому на высокий балл, которые в результате не могут нормально ни читать, ни говорить. Как это возможно, я не понимаю, но это очень распространенная ситуация. То, что моя дочь этих проблем не имеет – это результат постановки задачи, работы хороших преподавателей и ее собственных усилий. И это тоже была комплексная деятельность, мы не смогли положиться только на что-то одно.

Еще нет смысла собирать списки ресурсов для изучения языка. Я, грешным делом, сама долго этим занималась, и поэтому сейчас очень неловко себя чувствую, когда кто-то перепощивает мои сборки ресурсов двухлетней давности. Это бессмысленно. В этом списке можно выбрать то, что нужно именно вам сейчас, и немедленно начать пользоваться. Запасенный на будущее список ничем не помогает, а только помогает успокоить совесть. Это как абонемент в фитнес-клуб, купил – и ходить больше не надо.

В общем, только нужные волки должны стоять у ноги. Остальные могут гулять, пока не понадобятся.

Tags: образование, язык
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments