Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Врет - значит умный

Есть одно исследование, которое проводится уже 45 лет. Здесь можно людям только позавидовать, поскольку это действительно успех – получить возможность столько лет исследовать процесс. Главный результат этого исследования в том, что способности значат больше, чем практика, поэтому это фактически опровержение того правила в 10 000 часов. Вернее, не так: 10 000 часов, приложенные к деятельности, к которой у человека есть способности, дадут хороший результат. Те же часы, приложенные к другой деятельности, могут не дать ничего.

Наилучшие результаты демонстрируют дети со способностями, попавшие в благоприятную для развития среду. В данном случае я понимаю под успехами заметные академические достижения (обычно я под успехом понимаю совершенно другое, но тут придется пойти на поводу у всех). Понятно, что жизнь человека состоит не только из достижений, в определенной экономической ситуации даже академик может с голоду умереть, но от этого сами успехи не становятся меньше.

Ранняя диагностика талантов очень многое значит в этой ситуации, и хотя очень многие вещи в юном возрасте замерить нельзя, есть и те, которые заметить очень даже легко. Как ни странно, это способность ко лжи. Ребенок, способный на качественную ложь, на создание собственной реальности, обладает развитым интеллектом – в первую очередь, логическим. На это накладывается еще одна вещь:способность ко лжи усиливается под давлением строгих родителей и учителей. Эффект возникает довольно странный: чем больше давление, тем чаще ребенок лжет, тем активней развивается интеллект. Причем замеряемая способность лгать включает в себя не только умение сконструировать ложь, но еще и ее поддерживать потом и не прокалываться, то что называется ''semantic leakage control''. В дословном переводе, который у нас, по-моему, не используется, это контроль семантической протечки. В общем, это реально сложный процесс. Обратное, правда, никто не пробовал сознательно воплотить – заставить детей лгать почаще, чтобы они становились умнее. Наверное, жаль, но я бы со своим ребенком такой эксперимент поставить тоже не рискнула.

К сожалению, в ситуации, когда дети лгут хорошо и качественно, возникают немалые побочные эффекты, поскольку о каких-то важных вещах родители могут вовремя не узнать.

Tags: образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments