Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Довырастить нужное

Счастливое обретение своего типа интеллекта не означает, что остальными не надо заниматься. Пусть даже у нас нет шансов вырастить неосновные интеллекты до уровня остальных Большая часть человеческой деятельности требует нескольких интеллектов сразу. Те же танцы требуют музыкального интеллекта, телесно-кинестетического и пространственного. Иногда человек не может научиться танцевать не потому, что он не слышит музыку или бегает плохо, а потому, что он не чувствует пространство. Невозможно стать художником без развития не только визуального, но и телесно-кинестетического интеллекта – иначе как двигать кистью? Сад не вырастить, если не обладаешь интеллектом натуралиста (естественнонаучным) и визуально-пространственным интеллектом. Тем и хорош пресловутый free play, что эта деятельность проводит общее стимулирование всего, что попадается ей под руку, не вглядываясь в детали.

Комплексное развитие не предусматривает, что человек становится приятным шариком со всех сторон одинаковой толщины. В нем все равно будут неравномерности, и это нормально. Тем не менее, какие-то вещи нужны хотя бы в минимальном объеме. Так, без социального (межличностного) интеллекта невозможна никакая человеческая деятельность. Доктору Хаузу только в кино хорошо, а в обычной жизни приходится договариваться, и для этого нужно понимать людей. Кстати, необязательно в результате делать так, как они хотят, это очень распространенное заблуждение, но знать, почему они думают то, что думают, весьма полезно.

Опять же мощь определенных навыков зависит от страны, где живет человек, от слоя, в котором он находится. Потому что развитие любых способностей требует времени и нет смысла заниматься чем-то таким, что будет потом мало востребовано. По этой причине у нас так мало говорят о развитии социального интеллекта, потому что большая часть наших людей живет в очень плотном коконе из сложившихся норм и привычных людей. Достаточно освоить эти нормы, и можно укрыться даже внутри фейсбука; люди живут плотными непересекающимися группами. И поэтому когда у нас возникает разговор о детском развитии, о социальном интеллекте вспоминают в последнюю очередь – сначала мы говорим о том, как человек умеет писать, считать и решать задачи, потом обсуждаем его рисунки, игру в теннис и робота, которого он построил на кружке, и на этом разговор обычно заканчивается. Умение создать вокруг себя сообщество считается чуть ли не предосудительным, поэтому не обсуждается, а те, кто этим навыком владеет, это не афиширует, только пользуется. Так, конечно, не везде. В разных местах Земли совершенно разные приоритеты.

Но даже в ситуации определенных локальных предпочтений все равно есть необходимость двигаться в разные стороны. И чем меньше ребенок, тем этих возможностей больше. Есть много разных книг на эту тему, одна из моих любимых «Что хранится в карманах детства?» Татьяны Бабушкиной. Она очень хорошо описывает вещи, которые развивают в ребенке фантазию, умение думать, двигаться и чувствовать, синхронизируясь по дороге с другими. Ключевыми элементами этих процессов являются задумчивость и неспешность, которые в нашем мире уже, кажется, дороже золота. Думаю, что мало кто сейчас может похвастаться именно таким детством, поэтому эта книжка скоро попадет в категорию социальной фантастики. Что, безусловно, жаль.

Tags: образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments