Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Такой разный ум

Эта теория мне нравится не потому, что она единственно верная, на такого рода теории у меня некоторая аллергия, а потому что она удобная. Ее можно приложить к жизни и извлечь из этого некоторую пользу лично для себя.

Итак, теория множественных интеллектов Гарднера. Список самих интеллектов с краткими описаниями я приведу попозже, чтобы сразу всех не убить, сначала поговорим про пользу.

Говард Гарднер выделил 7 типов человеческого интеллекта. Вернее, сначала их было 5, потом стало очень много, потом автор решительно остановился на 7 и запретил их множить дальше. Каждый человек в какой-то степени владеет всеми семью, но один-два типа являются ведущими. Школа интересуется только двумя (языковым и логико-математическим, которые замеряются тестом на IQ), американская школа плюс к этим двум еще очень интересуется межличностным, который отвечает за общение. На этом всё. Обладатели всех остальных видов интеллекта вынуждены терпеть, пока это издевательство не закончится. У тех, кто может посвятить себя спорту или, скажем, музыке, обходные пути есть, у других – практически нет.

В принципе преподаватели знают, что классические академические навыки (это те, которые относятся к тем самым двум интеллектам) распределяются неравномерно и придумали тучу всяких штук, чтобы вовлечь всех остальных. Поэтому – тарадарадам! – для каждого интеллекта уже придумано множество путей, как выйти на школьную программу через возможности своего ведущего интеллекта. Лучше всего это изложено в книге как ни странно не Гарднера, а Томаса Армстронга – You're Smarter than You Think by Thomas Armstrong. Книга написана для подростков, но подросткам она совершенно ни к чему, будут они еще себя по частям развивать, а родителям в самый раз. И эта книга прекрасно иллюстрирует два вида возможностей: как бесконечно развивать свой собственный ведущий интеллект и как выходить из своего интеллекта на первые два востребованных школой. Это довольно естественное положение вещей, поскольку борьба за освоение учебной программы идет уже больше 100 лет и наработан ряд интересных методов. Однако за другие маршруты перехода никто серьезно не брался. Поэтому методы развития визуального интеллекта у математиков, например, ощутимо проседают.


Возьмем для примера сайт King of Math, за ссылку спасибо fedotel. Это что? Это развитие математического интеллекта у визуалов. Модель ровно та же самая, что разработана давным давно для рисующих детей: бесконечно показывать им примеры с картинками, чтобы они их глазами запоминали. На всех остальных она работает далеко не так прекрасно. А родители думают, что если ребеночку в планшет такую игрушку поставить, он сразу научится считать и станет гением. А он, представляете, не становится. Я поэтому и ругаюсь на тех, кто молится на геймификацию. Она помогает не всегда, не везде и не всем.

Чтобы с этим разобраться, не надо быть суперспециалистом по определению интеллектов. Нужно всего лишь смотреть на своего ребенка – если какая-то расхваленная штука с твоим ребенком не работает, значит, надо заходить с другой стороны. Хорошо, что пути от всех видов интеллекта к двум востребованным школой уже проложены. Вот с путями в обратную сторону все намного хуже. Но, по крайней мере, школьные проблемы в стандартном объеме мы имеем возможность решить.

На этом тему пока можно отложить, приведу список интеллектов с краткими описаниями за что они отвечают.

1.     Языковой (он же вербальный) отвечает за умение выражать мысли, читать, учить иностранные языки, сочинять истории.


2.     Музыкальный отвечает за восприятие музыки, ритма, умение играть на музыкальных инструментов, петь, получать удовольствие от музыки.


3.     Логико-математический отвечает за все общение с математикой и структурирование информации. Все программирование тоже здесь.


4.     Визуально-пространственный отвечает за восприятие и создание визуальных объектов: плоские картинки, объемные предметы, восприятие архитектуры, создание фотографий и пр.


5.     Телесно-кинестетический отвечает за всю двигательную активность, включая спорт и танцы, и все, что делается руками. Актер, ювелир, нейрохирург – у всех этот интеллект будет очень хорошо развит.


6.     Межличностный (он же социальный) отвечает за умение общаться с другими людьми.


7.     Внутриличностный отвечает за умение разобраться в собственном внутреннем мире. У писателей это очень хорошо получается.

Если вы любите тесты на английском языке, то можно пройти этот и определить свой ведущий тип интеллекта - там их 8, потому что учитывается еще естественнонаучный интеллект, но я думаю, про себя вы и так все знаете. Модный нынче эмоциональный интеллект включает в себя интеллекты 6 и 7 – межличностный и внутриличностный. Номера интеллектов не зафиксированы, везде их перечисляют в разном порядке.

Выделение типов интеллектов – дело необычайно увлекательное, потому что человечество за время развития накопило множество умений, которые хочется чем-то объяснить. Поэтому рост списка пришлось принудительно остановить, иначе он стал бы неудобным. Так, Гарднер решительно запретил последователям подсовывать в список сексуальный и кулинарный интеллект. Но добиться этого чрезвычайно трудно. Тот же Армстронг пытается подпихнуть в список не только естественнонаучный, но и экзистенциальный интеллект, отвечающий за жизненную мудрость. Я думаю, что этот эффект говорит как раз о жизнеспособности этой системы – когда всем хочется ее прикрутить к делу, значит, все было не зря.

Tags: образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments