Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Развлекательность - это не ответ

Причины того, что ребенку не нравится тот или иной предмет, обычно не в том, что его недостаточно развлекли в процессе обучения. Очень часто проблема в том, что не освоен предыдущий материал. Многие мои знакомые, которые занимаются репетиторством по одному предмету, вынуждены подтягивать и смежные в процессе. Например, химию в девятом классе не поднять, если провалена математика, начиная с четвертого. Т.е. в этом случае сначала поднимается математика (если поднимается), а уже потом химия.

И в этой ситуации бессмысленно бесконечно заливать интерактив в ресурс. Это мало помогает. Это вообще очень трудно – объяснить  понятно сложные вещи. Потому что в этом умении скрыта очень важная способность – вычленить, что именно мешает понять материал. Это могут быть достаточно разнообразные вещи: отсутствующие знания из предыдущих классов, культурный фон, нехватка способностей к данному предмету, когда на него нельзя зайти в лоб, а надо заходить с другой стороны.

Все милые развлекалочки в формате «смотрите, как легко сложить два числа» охватывают обычно материал от силы до пятого класса школы. Все, что происходит потом, уже требует предварительной подготовки и знакомства с миром. Школьные предметы в принципе не очень хорошо состыкованы друг с другом. Например, историю России в школе на самом деле изучают по литературе, потому что на уроках истории очередь до нее доходит только к старшим классам, а исторические события начинают упоминаться в курсе литературы намного раньше. И в том числе и поэтому некоторые школьники считают, что ВОВ шла с 1941 по 1990 год – она же беспрерывно упоминается в произведениях этого периода.

А вот и картиночка в тему:





 Повернуться лицом к обучающемуся – не значит сплясать перед ним зажигательный танец. Чисто развлекательный материал очень быстро погружается в мозговой ил, если он ни к чему не привязан. Пока моя дочь училась в школе, у меня была возможность посмотреть на различные материалы. И если не при первом, то уж при втором взгляде точно становится ясно,  что внятность объяснения вообще не зависит от того, весело ли рассказывал преподаватель и насколько красиво шевелилась схема.

Сейчас на нашем рынке нет ресурсов, где бы школьный материал излагался системно, все состоит из кусков разной степени удачности. Это очень плохо, потому что наши учебники без вспомогательных материалов – как российские законы без подзаконных актов. Не работают, короче. Теоретически можно было бы переложить всю ответственность на учителя, но мы же понимаем, что наш ребенок – это наша проблема. Кроме того, нет сервисов, где можно было бы реально проработать материал и выяснить, чего именно ты не знаешь. Все так боятся утомить учащегося, что это становится просто смешно. Я подписана, по-моему, на все образовательные новости, которые только есть, и раз за разом появляются анонсы летающих формул. И еще обещают агрегаторы, которые прямо сейчас ребенку программу подберут. Я прямо опасаюсь спросить – а из чего дорогой агрегатор будет эту программу склеивать?

На самом деле, я не собиралась писать про нехватку ресурсов. Уж сколько есть, столько есть. Я про то, что между внятностью и развлекательностью нельзя ставить знак равенства. Мало того, что это не одно и то же, так еще и внятность стоит в принципе в разы дороже.
Tags: образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments