Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Образование: тонкие настройки

Все-таки это очень разные вещи – образование по привычному канону и решение реальных проблем ребенка. В привычном каноне все хорошо. Там есть оценки, баллы, поступление в замечательный вуз и последующая работа в уважаемом месте с хорошей зарплатой. Сбой в любом пункте означает, что ты плохо учился, поделом тебе. Очень удобно. На территории реальных проблем можно обнаружить, что дело вообще не в оценках, не в баллах, а в каких-то запутанных вещах, которые кроме как к психотерапевту некуда нести. Причем проблема не в том, что у всех было какое-то ужасное детство, где всех угнетали и не давали творчески развиваться, а в том, что собственно жить не научили. Никто не сказал, что есть проблемы, которые будут появляться регулярно вне зависимости от того, как ты учился, работал и отжимался. И что от этих проблем нельзя избавиться заранее, а можно только научиться искать пути решений.

Я поэтому не люблю глобальные концепции, которые призваны всех осчастливить. Потому что работа с каждым ребенком всегда очень тонкая, и все проблемы индивидуальные.

Периодически в блоге Лори Пикерт появляются истории, где люди рассказывают о своем опыте. Вот этот случай кажется мне очень показательным с точки зрения того, насколько непростыми бывают решения, и насколько то, что действительно важно для ребенка, не измеряется общей линейкой. Оригинал на английском, а у меня тут краткий пересказ ситуации.

Есть девочка Альма, которая очень любит печь. И это у нее хорошо получается. Возникает проблема: она хочет печь каждый день. Но это слишком дорого для семьи, к тому же столько сладкого не съешь. Альма недостаточно уверена в себе, чтобы продавать свое творчество другим за деньги, хотя оно объективно достигло нужного уровня. Печь раз в неделю – слишком редко для нее. Печь маленькие порции не получается, по крайней мере, не для всех рецептов это возможно.

Смотрите – это проблема с самооценкой. Не с бизнесом, потому что никакого бизнеса тут еще нет. Человек вышел на определенный уровень качества, но не может добиться признания, которое ему необходимо, чтобы двигаться дальше. Можно ли представить себе глобальную образовательную систему, где бы стали этим заниматься? Вот два по алгебре – это проблема, а тут ерунда какая-то.

К счастью, семья отнеслась к этому серьезно. Решение неочевидно, я протестировала кучу своих знакомых, и никто не предложил ничего похожего. 

Было решено, что Альма начнет печь для благотворительности и друзей. И если для благотворительности все будет бесплатно, то друзьям будет предложено заплатить столько, сколько они считают справедливым. В переводе на бизнес-язык был создан продукт с открытой ценой.

Первые же печенья, изготовленные по этой схеме, принесли Альме поклонников, которые заказали у нее мастер-класс по выпечке. Потом было несколько удачных мероприятий. И дальше дело пошло.

Что у нас получилось? Ребенку был показан механизм обретения веры в себя через продажу продукта с открытой ценой. В результате никто не заработал миллион, не построил сеть закусочных, это вообще не про продажи и не про богатство. Реальностью здесь выступают не пироги и не деньги, а повышение самооценки.

Вот эта история – это проект в его изначальном понимании. В момент, когда Альма только приступила к выпечке, никто не знал, как это будет развиваться, сколько времени это займет и что это даст, стало ясно позже.

А у вас есть такие истории? Поделитесь, мне кажется, это важно.

Tags: образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments