Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Как выглядит самонаправленное обучение

И сегодня опять с картинкой, которую мне Миша любезно нарисовал.




Самонаправленное обучение – очень специфический вид деятельности. Его часто путают с самостоятельным обучением и с интеллектуальным досугом.  А между этими вещами очень большая разница. У меня даже есть таблица с различиями, когда-нибудь я ее сделаю красиво, а сейчас пока словами.

Интеллектуальный досуг (концерты, выставки, головоломки и пр.) по своему эффекту – как еда. Вы съели, допустим, брокколи, но брокколи оставила нам витамин С, бета-каротин и что там в ней еще было, и покинула нас. Мы же не вспоминаем через неделю о брокколи? Вот и с развлечениями так же. Без них нельзя, но с ними нельзя надеяться на длительный эффект.

Самостоятельное обучение – это как одежда. Босс сказал ходить в костюме, мы его погладили и ходим. Отменили костюмы, вешаем в шкаф и забываем. Или мама сказала надеть шапку. Надеваем, стоим перед зеркалом, поворачиваем за угол, снимаем, кладем в карман. Привет шапке. Но она, конечно, не так быстро покидает нас как брокколи, ее можно из кармана и достать.

А самонаправленное обучение – это как мускул. Или мозговая извилина. Мы их привели в боевое состояние и пользуемся потом. Сами, для себя, не для босса, не для мамы. И в шкаф повесить мускул нельзя, он всегда с нами. Люди с этим навыком естественным образом подтягивают к себе все, чему научились. Им это как дышать.

В случае самонаправленного обучения все решения принимаются самостоятельно: чему учиться, как учиться и что с этим потом делать. В случае с самостоятельным обучением или интеллектуальным досугом какой-то из компонентов имеет полное право выпасть.

У человека, овладевшего этим навыком, постоянно вращается спираль приобретения нового, которая подтягивает все нужное и внедряет в дело. Интересно, что и такие люди не застрахованы от вроде бы бессмысленных увлечений, однако привычка использовать весь свой потенциал подталкивает к тому, чтобы все новое было пристроено к жизни.

У ребенка весь этот механизм находится в процессе налаживания, и в нем постоянно возникают сбои. Потому что слишком много вокруг происходит – нужно разобраться с самим с собой в условиях неполной физической кондиции и несовершенного окружения. Вся существующая система традиционного образования бессильна в этом помочь, потому что она не об этом, она об обязательном объеме. Когда начинается обсуждение, что бы нам такое сделать с нашей системой, все упирается в какие-то новые или давно забытые предметы и в тип их подачи. Любая подборка высказываний на тему будет в основном состоять из предложений «а давайте сейчас сводим детей в музей» и «давайте проведем опыт, пусть все шипит». Давайте, да, только это может быть нужно в каком-то случае, а может быть и нет. Механизм решения собственных задач должен настраиваться постоянно в течение многих лет. Тогда на выходе он будет стабильно работать на своего обладателя и приносить ему все, что надо приносить. Характерно, что он будет тут же отсекать все, что не надо. Поэтому такие дети, которые приобрели этот навык уже к старшим классам, так всех бесят. А уж как бесят всех такие взрослые, это ни пером описать. Но польза от этого навыка настолько велика, что им обычно наплевать.          
Tags: образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments