Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Обучающие онлайн-ресурсы. Часть II

Помимо образовательных и просветительских ресурсов есть еще интеллектуально-развлекательные (Pencil Code, Puzzle English, Digital Dialects, Psychologies, каналы Простая наука, Life Noggin, Ou Learn) и скилл-шопы (Skillshare, KelbyOne, Quistic).

Чем веселее, тем лучше

Развлекательные ресурсы, как и просветительские, концентрируются на популярных тематиках. Они очень чувствительны к поведению посетителя, и все время дают ему понять, как все у них легко и просто. Они бывают игровые и контентные. Тексты там короткие, видео – тоже, тесты простые, главная задача – создать у посетителя ощущение, что он занимается чем-то полезным, но при этом не утомить его. Может показаться, что я их осуждаю, но нет. Никоим образом. Просто дело в том, что это очень специфический вид ресурсов – они полезны для отработки точечных навыков, знакомства с темой или для убийства времени.

С таких сайтов не стыдно перепостить статью или продемонстрировать определенный уровень достижений. Интересно, что эти сайты могут подарить пользователю некий набор внезапно возникших навыков, которые могут быть абсолютно любыми. От возросшей скорости печати до алгоритма разрешения какой-то ситуации. Иногда это происходит не потому, что это было запланировано, а в качестве побочного эффекта. Причем при продвижении таких сайтов невозможно честно заявить, что именно дает сайт, потому что пользователь приходит именно за иллюзией полезности. По какой-то причине посетителям очень трудно признаться себе, что они просто хотят отдохнуть. А сказать себе, что я пошел учить английский язык – это запросто.

Когда говорят об ущербности онлайн-образования, под раздачу попадают именно развлекательные ресурсы, потому что они, во-первых, на виду, во-вторых, действительно весьма не глубоки. Я не думаю, что будущее за этим типом обучения, потому что невозможно научить чему-то серьезному этими методами. Иначе придется остановиться на материале пятого класса. Но переключить с менее интеллектуальных видов развлечений – можно. Поиграть в отработку какого-то навыка – тоже, а там, глядишь, и остальное подтянется.

Как можно скорее, лучше прямо сейчас

Ну и, наконец, скилл-шопы. Я их очень люблю, потому что они всегда предельно конкретны. Чем более востребованы навыки и чем лучше им обучают, тем популярней будет ресурс. Для этих историй почти всегда нужно видео или видеопрезентация, поскольку нужно показывать, что именно делается и как. Даже если обучают достаточно абстрактным навыкам типа «как найти работу», поддержка темы в картинках будет весьма кстати. Для навыков с большой визуальной составляющей скилл-шоп – это идеальный вариант, потому что есть вещи, которые нужно один раз показать, и всем все будет ясно. Обычно там показаны довольно сложные навыки, которые нельзя упаковать в игровой формат, поэтому видео – ведущий инструмент этого направления.

Характерно, что контент, который потенциально мог бы собраться на таком ресурсе, часто оказывается рассеянным по ютьюбу. Ютьюб, конечно, сила и мощь, но там столько всего, что второй раз что-то полезное можно не найти.

Однако есть и другая проблема. Обычно у каждого такого видео или курса один автор, и соответственно качество зависит от личности. И поэтому качество курсов, созданных разными авторами, сильно гуляет, если только владелец сайта не контролирует все это железной рукой. В принципе эта проблема может встречаться и на всех остальных сайтах, но именно у скилл-шопов она встает в полный рост, поскольку в кадре мы обычно видим именно автора, и никаких дополнительных материалов или тестов не предусмотрено. Для людей, которые хотят поделиться своими умениями, лучше этого формата ничего не придумаешь – потому что вот автор, а вот то, что он может, смотрите и учитесь.

Для скилл-шопа очень важно умение вычленить чистый навык, и рассказать именно о нем. Чтобы он, с одной стороны, учитывал уровень знаний обучающегося, а, с другой стороны, не расползался в бесконечность. Это намного труднее, чем кажется. Например, всегда есть соблазн, начиная рассказывать о схеме света, заодно поговорить о композиции. Поэтому при бешеной востребованности таких ресурсов, хороших среди них немного.

И еще одна особенность скилл-шопов. Им нужно достаточно быстро производить контент, и в какой-то момент он накапливается и начинает переливаться через край. Встает проблема сортировки и ранжирования, с которой не все создатели справляются. Если развлекательный сайт может и обязан все время создавать нечто новое, а старое отправлять в ил, то скилл-шопу делать этого смысла не имеет. Незачем разбазаривать полезное. Если есть хороший материал, обучающий полезному навыку, пусть он живет вечно. И нужно постоянно оставлять шанс аудитории это полезное найти.

Возраст аудитории у интеллектуально-развлекательных сайтов и скилл-шопов размазан значительно сильнее, чем у просветительских и образовательных, поскольку они не связаны напрямую с традиционными образовательными задачами и жизненными циклами. Никогда не знаешь, в каком возрасте человеку захочется потренироваться лучше воспринимать английский на слух или стать свадебным фотографом. Какие-то границы все равно есть, но они сильно шире, чем у первых двух типов.

Помимо чистых типов обучающих ресурсов – образовательных, просветительских, развлекательных и скилл-шопов – есть еще и смешанные, но их мало. Причина, я думаю, не в том, что они никому не нужны, они как раз нужны, просто их очень трудно делать и еще труднее продвигать, поскольку каждый тип обучения нуждается в отдельном продвижении. Это достаточно естественно получается у одной моей знакомой языковой скайп-школы – они продвигают отдельно каждый аспект: подготовку к IELTS, работу со школьниками и подготовку к интервью, но других успешных примеров я не знаю.

В идеале когда-нибудь должны появиться агрегаторы, которые позволяют объединить разные типы обучения, но я думаю, это будет очень нескоро. Фактически каждый человек должен стать сам себе агрегатором и сам решать, что именно и в каком количестве ему нужно.

Tags: образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments