Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Про обучающие онлайн-ресурсы. Часть I

Обучающие онлайн-ресурсы появились не так давно, но уже необычайно размножились. Но нельзя сказать, что люди прониклись к ним безграничным доверием. И в основном потому, что очень плохо сформированы ожидания от каждого типа ресурсов. А поскольку каждый ресурс, как положено любому онлайн-проекту, тщательно прощупывает аудиторию на предмет их ожиданий, на выходе образуется только взаимная растерянность.

Они разные

Два основных типа обучающих онлайн-ресурсов, которые плотнее всего взаимодействуют с общей системой образования – это образовательные и просветительские. Я делю их на типы не по техническому функционалу, а по конечной пользе для обучающегося.

Под образовательными я понимаю ресурсы, которые либо привязаны к существующей системе образования и помогают при освоении материала, либо сами дают признаваемые общественностью сертификаты. Такие ресурсы предоставляют продукт, который должен соответствовать определенным требованиям. Понятно, как его измерить. Такой ресурс – как кирпич – понятно, какого размера он должен быть, с какой поверхностью и каковы допустимые дефекты. Так, все программы, ориентированные на ЕГЭ, обязаны включать в себя весь объем экзаменационного материала.

Степень сложности курсов и заданий зависит от того, к чему привязан данный образовательный курс. Если к школе, то его сложность определяется школьными экзаменами. Если курс выдает сертификат по признанному стандарту, то экзаменом на данный стандарт. К таким ресурсам относятся IXL, Foxford, Distant24, Uclaextension, Online IE Business School (вот это не совсем чистый онлайн, но большая часть обучения все же происходит в сети).

Просветительские ресурсы – это те, которые заполняют лакуны внутри образовательных программ. Это вещи, которым не уделяется достаточно внимания в школах и университетах, но знать их человеку хотелось бы. Например, чтобы уметь поддержать светский разговор. Или чтобы улучшить навыки устной речи на иностранном языке, когда грамматика уже ничего. Или выучить еще один язык программирования. Что-то достаточно конкретное, то, чего в школе не дадут, или то, ради чего не пойдешь получать второе высшее. Такой ресурс – как раствор – понятно, что и с чем он скрепляет. Чем успешней выбрана территория, тем более востребованным будет ресурс. Это Great Courses, Khan Academy, IBiology, Getaclass, Открытое образование. Coursera я тоже отношу к этому блоку, потому что курсов, за которые можно получить у них зачет в обычном офлайновом университете пока слишком мало, чтобы отнести этот ресурс к первому типу. Все, что классифицируется как non-credit series, приносит вам только чистые знания. Полезность просветительских ресурсов приходится определять самому обучающемуся по внутреннему ощущению.

На любом из таких порталов легко увидеть, какие темы являются более востребованными, потому что те, кто эти ресурсы делают, об этом знают. Вы можете, например, оценить, сколько курсов предлагает Coursera по анализу данных и сколько по биологии, и понять, кто основной потребитель этих курсов.

Пользователю очень важно понимать, какой именно ресурс перед ним и чего он может от него ждать. Поэтому бессмысленно взывать к учителям «Что же вы все по старинке! Столько прекрасных ресурсов в интернете!». Они не откликнутся, пока не поймут, что с этим ресурсом делать. Нужно понимать, каким образом этот ресурс можно интегрировать в программу, а без этого понимания он никому не нужен. По этой же причине мало пользы приносят и списки обучающих ресурсов, если в этих списках не объясняется четко, чем прекрасен данный ресурс.

Они совсем разные

Может, и не было бы смысла обсуждать образовательные и просветительские ресурсы отдельно, но дело в том, что они делаются совершенно по-разному и живут потом по-разному. Образовательному сайту понятно, чего от него ждут. Ему нужны методисты по ключевым направлениям, нужна система, которая позволит обучать максимальное количество людей с наилучшим качеством, возможность проведения тестов, а в идеале - взаимодействие с преподавателем. Поэтому главные вопросы для образовательного сайта: как учить и кто будет это делать? Чему учить – понятно. Это определено системой традиционного образования.

Для образовательных сайтов в целом характерен относительно низкий уровень автоматизации, поскольку надо следить за тем, как ученики справляются с программой. У образовательных ресурсов есть понятные внешнему наблюдателю показатели успеха: это количество успешно сдавших экзамен. Если таковых людей много, то они охотно рекомендуют этот ресурс друг другу.

Для просветительского сайта ситуация выглядит немного по-другому. Здесь ключевые вопросы: о чем говорить и как. Эти сайты вполне могут функционировать в автоматическом режиме, поскольку реальный прогресс обучающихся – не главное. Это очень тонкий момент, поскольку нужен баланс пользы и дружественности, и удержать его очень трудно. Люди одинаково расстраиваются в обоих случаях: и когда слишком трудно, и когда слишком легко. Этим ресурсам особенно нужен постоянный поток новой аудитории, потому что у старой в какой-то момент находятся другие дела, а экзамены им сдавать не надо. По этой причине у просветительских ресурсов возникают проблемы с инвесторами, поскольку инвесторы хотят видеть массы посетителей на своем ресурсе, а массам всегда нужно что-нибудь попроще, а нижней границы у этого попроще не существует.

Для обоих ресурсов очень важна четкая ориентация на возраст обучающихся. Потому что именно возраст диктует задачи обучения и дает создателям ресурсов представление о количестве свободного времени у потенциальной аудитории. Например, заинтересовать ребенка, который готовится к ЕГЭ, чем-то абстрактно прекрасным невозможно.

В целом, образовательные и просветительские ресурсы неплохо дополняют друг друга, при этом просветительские ресурсы обычно следят за образовательными, чтобы определить, где находятся лакуны, в которых можно успешно разместиться. Образовательные, в свою очередь, за просветительскими следят меньше, их значительно больше волнует их соответствие официальным программам и запросам пользователей. Или, по крайней мере, должно волновать. Худшее, что может сделать образовательный ресурс – это заявить, что его программа не совпадает с официальной (в случае со вспомогательным ресурсом) и диплома не дадут (в случае с самостоятельным ресурсом). В этот момент он утрачивает свою основную функцию. Худшее, что может сделать просветительский ресурс, это начать размещать низкокачественный материал. Потому что основная идея онлайн-обучения в тиражировании лучших образцов, а плохие и так есть на каждом углу.

Есть еще два типа обучающих ресурсов, и есть более редкий вид – смешанные. Про них потом.
Tags: образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments