Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Возвращение в Брайдсхед

Посмотрела “Возвращение в Брайдсхед”.

Дальше я буду недоумевать по поводу базовой идеи, поэтому кладу под кат. Если это ваш любимый фильм, вы туда не ходите.
[Spoiler (click to open)]
Наверное, это нельзя считать спойлером в чистом виде, поскольку фильм снят по известному роману Ивлина Во, и, насколько я понимаю, без значительных искажений.

Смотрится он на одном дыхании. Истинно английская красота, тонкие характеры и не менее тонкие переживания героев в межвоенный период. Уже все разрушилось, но еще не до конца, так что есть, о чем печалиться, и все артефакты в наличии. Сюжет достаточно предсказуемый – молодой художник из не очень богатой семьи начинает общаться с братом и сестрой из аристократической семьи со всеми вытекающими отсюда последствиями. Все происходит, как и должно быть. Дружба – почти любовь – любовь – коллапс – коллапс. Тут все логично. Главным осложняющим обстоятельством является католицизм аристократических друзей героя. Естественно, он давит их как мух. Сам герой – атеист, и вся эта коллизия вызывает у него тоску и недоумение. И все это прекрасно, печально и понятно, пока не наступают две последние сцены, от которых у меня вылезают глаза на лоб.

Наступает 40-й год, главный герой в последний раз прибывает в пресловутый Брайдсхед, родовой замок его друзей-аристократов, чтобы эвакуировать ценности. Англию, как мы помним, в это время бомбят. Хозяев в замке нет. Герой выходит на улицу, рядом с ним идет солдат, они обсуждают, что владельцы поместья – католики, солдат говорит, что религия его не интересует, а на лице героя в этот момент появляется мечтательная улыбка. Я уже тут заподозрила неладное. Потом герой идет в часовню. Тут надо сказать, что в начале фильма он уже в эту часовню заходил и довольно неловко опускал пальцы в чашу со святой водой. Так вот. В этот раз он уверенно макает пальцы в эту чашу и движется к алтарю. И подносит пальцы к свече с явным намерением ее затушить. Но оставляет гореть. ЧТО ЭТО? Это же явно больше, чем светлая печаль по ушедшему времени, это некий символизм.

Поскольку книгу я не читала, я немедленно бросилась смотреть, что об этой книге написано. О, мама дорогая. Знаете, о чем все это было? Главный герой стал католиком, поскольку осознал красоту и силу этой религии. Еще лучше, что Ивлин Во написал «Возвращение в Брайдсхед», когда сам только что стал католиком и захотел показать нам, как это замечательно. Нет, я понимаю, что истинная вера помогает преодолевать препятствия и душевные терзания, но в данном случае... ээээ... она же сама же их и создала. Руками матери друзей героев. Перед нами классический замкнутый цикл – сами себе создаем проблемы, сами их героически преодолеваем с максимальным количеством потерь по дороге. А мы еще гордимся, что у нас загадочная душа. Вот где настоящая загадочная душа – у английских католиков.

Причем в фильме фигурирует еще один персонаж – итальянская любовница отца друзей героя. Естественно, тоже католичка, но с чувством и пониманием в отличие от. И ее же устами в фильме сообщается, что ее вера – не такая вера, в ней намного меньше вины. И в общем контексте фильма это звучит чуть ли не обвинением.

В общем, это просто мама дорогая. Говорят, что сериал по этой же книге лучше фильма, но я уже не рискну.

Tags: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments