Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Компетенция vs знание

Сейчас принято хвалить компетенции, вернее, тех, кто ими обладает, и считать, что минимального их набора достаточно для счастья. Я все бесилась по этому поводу, но не знала, как наглядно объяснить, в чем проблема. Но тут микробиологи подогнали отличный материал.

Есть народная мудрость «дома и стены помогают». Трактуется она широко, а интересует меня ее применение к лечению больных. Действительно очень часто человек, который никак не мог выздороветь в больнице, прекрасно поправляется дома. Все же такое видели, правда? И, таким образом, те, кто применял компетенцию «дома и стены помогают», выигрывал у тех, кто свято верил в больничный уход, дезинфекцию и специалистов. Вроде бы все суперпросто, никакого знания тут не надо.

Однако микробиологи (см. первую ссылку из дайджеста 17 декабря) сумели показать, что именно происходит. Человека поддерживает дружественная ему микрофлора. Не собственная, а именно дружественная. Которой в десятки раз больше, чем нашей собственной. И которую успешно убивают в больнице. И бороться человеку с болезнью после этого нечем. Располагая этим знанием, мы можем понять, что именно происходит, и в каких случаях имеет смысл забирать больного домой. Сразу понятно, что если дома холодно, голодно и ветер свищет, компетенция «дома и стены помогают» не работает, потому что не соблюдается базовое условие – поддержание дружественной микрофлоры. Т.е. не всякий дом помогает. Но только обладание знанием предмета позволяет понять почему.

Эта проблема существует для всех компетенций. Они по определению ограничены в своем применении, но при обучении не принято сообщать, что никакая компетенция не будет работать вечно, бесконечно и в любых условиях. Это касается всего: и пресловутого SEO, и производства рекламных роликов, и организации очереди в поликлинике, и чего угодно другого. Наработанные привычки, с которыми жаль расставаться, в какой-то момент становятся контрпродуктивными.

Принципиальное отличие компетенции от знания в том, что компетенция не включает в себя ограничений на условия. Она говорит: делай так! Больному ребенку – горчицу в носки. Здоровому мужику – борщ и котлеты. Логотип – в угол и увеличить. Как? Куда? Зачем? Неважно, делай так. Они абсолютны, как религиозные заповеди. Но как только условия меняются, колесики компетенции начинают проскакивать. Главная проблема, что люди сами мертвой хваткой держатся за компетенции и не могут поверить, что действенное вчера – бессильно сегодня. Погружение в знание требует интеллектуальных усилий, а жизнь и так трудна, хочется на каждую проблему иметь в запасе нужную компетенцию. Только это невозможно.

Такая вот печальная история. Хотя, конечно, компетенции отлично смотрятся в резюме.
Tags: внезапное, рабочее
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments