Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Нерыночная история

Всякий фрилансер хорошо знаком с дежурным набором советов о том, как ему, фрилансеру, жить. Общие рекомендации, предлагающие совместить то, что вы можете, с тем, что нужно людям, вызывают закономерное раздражение, потому что это очевидно. И при этом, конечно, верно. Дьявол же в деталях, и поэтому списки уже более конкретных советов частенько не работают.

Оставим за кадром ситуацию, когда качество работы фрилансера просто не дотягивает до приемлемого уровня. Это понятно. Посмотрим на другой случай: когда фрилансер дотягивает и даже перетягивает, но крокодил все равно не ловится.

Одной из самых распространенных причин является тот факт, что данный фрилансер находится на территории, которая является нерыночной. И действуют на ней нерыночные законы. Т.е. вместо качества, скорости и количества, за измеритель эффективности принимается коктейль личных связей и репутации исполнителя. В этом случае пресловутое «бери больше, кидай дальше» не работает. Наличие квалификации, разумеется, никто не отменял, но без вышеупомянутых компонентов она не нужна.

Особенностями нерыночной территории является следующее:

- отсутствие прозрачных критериев качества,
- отсутствие прозрачного ценообразования,
- отсутствие прозрачных критериев принятия решения касательно конкретных работ.

Когда я говорю «прозрачного», я имею ввиду «понятного посторонним за пределами тусовки». Тусовке-то всегда все ясно – и кто виноват, и что делать.

Слово «нерыночный» при этом не является ругательством, не подумайте чего. Это просто определение. При этом в рыночной ситуации пользу связей никто не отменял, вон одних только семинаров по нетворкингу сколько развелось. Но именно в рынке есть определенные критерии, который сторонний человек в состоянии понять. Глядя на нерыночный сектор снаружи, в нем ничего понять нельзя.

Возьмем, например, театральных художников. Это чистой воды нерынок. Допустим, вам захотелось привлечь к постановке школьного спектакля настоящего театрального художника. Предположим, у вас есть на это деньги и время, а художник – это единственное, чего вам не хватает. Вы не поймете ни кого звать, ни что сколько стоит, ни почему при одном имени театральные люди закатывают глаза, а при другом кривят губы. А самое главное, если вы этого художника все-таки найдете, то он начнет вам задавать вопросы, на которые вы не будете знать как отвечать. И никаких формальных критериев в помощь. Вот это и есть нерынок. Чтобы работать в такой ситуации, надо в ней предварительно укорениться.

Что интересно, одна и та же по сути сфера деятельности может являться рыночной в одном регионе и нерыночной в другом. Поэтому очень смешно, когда рыночные люди дают советы нерыночным и наоборот. Дико глупо вести себя не по стандарту своей территории. Это не имеет смысла и приносит массу разочарований. В общем, прежде чем примерять на себя чужие советы, стоит сначала определить: мы где? Это рынок у нас или что?
Tags: рабочее
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments