Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Сторителлинг 10

Создание карты для длинной истории
 
Теперь давайте перейдем к более длинным историям.
 
Эту историю я рассказываю на моих семинарах. А потом мы вместе создаем для нее карту. Я рассказываю ее по частям с комментариями и специально меняю ее, чтобы показать, что работает, а что не работает с точки зрения элементов истории, которые мы обсуждали раньше. А потом уже мы рисуем карту.
 
Итак, история:
 
Вильгельм Телль и девочка, которая умела чинить компьютеры
 
В одной большой компании жил-был директор по информационным технологиям (айтишник, то есть). Был он худым и застенчивым, и звали его Вильгельм Телль.  И было ему 22 года. В его обязанности входило делать так, чтобы все компьютеры работали нормально, и каждая веб-страница выглядела хорошо и делала все, что ей положено. В компании работало 500 человек, так что работа у него была серьезная.
 
Однажды босс Вильгельма позвонил ему и сказал весьма безапеляционно: «Я хочу напомнить, что в эту субботу у нас Семейный день». Вильгельм знал о Семейном дне. Он случался каждую третью субботу каждого февраля. Мужья и жены, и дети, и мамы, и папы, и тети, и дяди сотрудников приходили в компанию на экскурсию. Они слушали скучные презентации важных людей, которые старались сделать их повеселее, но у них это не очень-то получалось. Между презентациями гости ели хот-доги в пухлых белых булках. Хотя Вильгельм не любил находиться в толпе, он всегда приходил на Семейный день на случай, если кому-нибудь будет нужно помочь с техникой.
 
«В этом году мы сделаем все по-другому, – продолжил босс. – Я хочу, чтобы ты показал всем веб-страницу,  над который ты работаешь. Подготовь все в зале. Выступать будешь в десять». Не успел бедный айтишник взмолиться, чтобы кто-нибудь другой, кто любит выступать, сделал бы эту презентацию вместо него, как босс повесил трубку. Вильгельм почувствовал себя так, как будто его только что со всей силы пнули в живот.
 
В субботу Вильгельм пришел пораньше. Он проверил все провода, микрофоны, экран и проектор. В 10 часов Вильгельм вышел на сцену, нажал кнопку и страница появилась на экране. Аудитория только охала и ахала от восторга, пока Вильгельм объяснял, зачем нужны яркие цвета, модные иконки и занимательная анимация. Он показал трехмерные картинки членам совета директоров и рассказал, как получать прогноз погоды для тех мест, где компания делает свой бизнес. Ему казалось, что использовал слишком много терминов. Но аудитория ахала и охала так восторженно, что босс Вильгельма повысил ему зарплату. И с тех пор все жили счастливо.

 
Настоящая история выглядит, конечно, совершенно не так. Я специально пропустил напряжение-трансформацию-разрешение, чтобы этом примере продемонстрировать, что нужно истории, чтобы стать интересной. Пока это хороший пример истории, у которой есть начало, середина и конец, и с точки зрения функционала она работает. При этом она не захватывает, не запоминается, а потому совершенно бесполезна. Здесь есть некоторое напряжение в том, что Вильгельм ненавидит выступать. Но мы не видим его борьбы с этой задачей. Короче говоря, проблема в том, что Вильгельм – тот же самый человек в конце истории, что и в начале. Он совсем не изменился. Поэтому эту историю так легко забыть. А теперь давайте начнем ее исправлять.
 
Как только зрители начали заходить в зал, что-то случилось. Веб-страница внезапно исчезла с экрана. Когда она снова появилась, это был просто набор цветного мусора. Вильгельм бросился проверять все провода и соединения.
 
Это уже лучше. В истории появилась жизнь благодаря проблеме, которую нужно решить. Это первый проблеск запоминающейся истории. Давайте решим эту проблему.
 
О-па! Вильгельм нашел отсоединившийся провод. Он воткнул его обратно, и все наладилось. 
Нуууууу... Такую историю очень легко забыть. Почему? По двум причинам. Во-первых, проблема решилось слишком просто, без конфликта и напряжения. С нами такое каждый день происходит – и никто об этом не рассказывает. А во-вторых, наш герой, Вильгельм, не должен был меняться, чтобы решить эту проблему. Ему не пришлось убивать внутренних драконов, учиться и расти, чтобы выйти из ситуации. Давайте изменим обстоятельства, чтобы ему пришлось измениться. Но сначала надо поднять ставки, увеличить напряжение:
 
Когда гостей набился полный зал, и все уже изнывали от нетерпения увидеть новую веб-страницу, Вильгельм нервно дернул провода в последний раз и нажал на кнопку. Но чтобы он ни делал, на огромном экране за его спиной не появилось ничего. Вильгельм с ужасом вслушивался в оскорбительные реплики, доносившиеся из зала. Женщина в первом ряду сказала: «Ничего удивительного, что мой муж не получил премию в прошлом году. С такими сотрудниками много не наработаешь». В третьем ряду группа мальчиков в бейсбольных кепках скандировала: «Лузер! Лузер! Лузер!» Вильгельм так вспотел, что у него начало хлюпать в ботинках при каждом шаге.
 
Лучше. Напряжение определенно возросло. Все выглядит уже достаточно ужасным. Чем больше давление на героя, тем больше вы хотите, чтобы ситуация разрешилась в его пользу. Теперь любая трансформация, которая произойдет с Вильгельмом, будет важной, запоминающейся. Представьте, что история закончится в этом месте. Вы меня в тюрьму посадите за отсутствие развязки! Так что давайте вернемся к истории, пока вы не перешли к решительным действиям.
 
В этот момент маленькая девочка с беленькими хвостиками в круглых очках подошла к сцене и окликнула его. «Мистер Телль, мистер Телль! У меня дома была такая же проблема. Нажмите одновременно Shift и F12, и все будет хорошо». Вильгельм нажал на кнопки, на экране появилась веб-страница. Он поблагодарил девочку, провел презентацию, и с тех пор все жили счастливо.
 
Слабовато. Само появление девочки представляет для Вильгельма возможность измениться. В каком-то смысле он меняется: он выучил новую комбинацию клавиш. Он просто принял ее совет, не задав ни единого вопроса. Это слишком слабое разрешение для такого напряжения. Давайте попробуем еще раз.
 
Вильгельм попытался не рычать на девочку, он просто сказал ей, что слишком занят. Она настаивала. «Мистер Телль, просто нажмите вместе Shift и F12», - практически запела она. Вильгельм выдавил из себя фальшивую улыбку, думая про себя: «Я взрослый. Я директор по информационным технологиям. Я не переживу такого оскорбления: какая-то девчонка учит меня чинить компьютеры в присутствии других. Ни за что в жизни!»
 
Вильгельм борется? Он в середине внутреннего конфликта.  Его личный дракон раздирает ему мозг. Он чувствует, что девочка сейчас заставит его потерять лицо. И к тому же, он стесняется и вообще не хотел здесь быть. Что же он будет делать?
 
Люди на задних рядах поднялись, чтобы уйти, рассуждая, что сейчас неплохо бы выпить, чтобы отвлечься от презентации веб-страницы, которая так и не случилась. Мальчики из третьего ряда продолжали кричать: «Лузер! Лузер! Лузер!» Девочка вцепилась в пропотевшую рубашку Вильгельма, от чего ему стало еще хуже. «Мистер Телль, почему вы просто не нажмете Shift F12?», – спросила она. – «Разве вы не знаете, где F12» Вильгельм стал красным как свекла. Вены у него на лбу запульсировали. «Да, знаю я, где эта клавиша», – завопил Вильгельм. «Так почему же вы не нажмете ее?» – изумилась она. – «Мы все ждем». Но Вильгельм не двинулся с места.
 
Дракон принимает угрожающие размеры. Вильгельм вытаскивает меч. Он – в точке перелома.
 
Вильгельм смотрит на толпу, которая все сильнее и сильнее выражает свое нетерпение. Целые ряды людей встают, чтобы уйти. Он поворачивается, смотрит на пустой экран, затем опускает глаза вниз, на девочку, потом опять смотрит на толпу разгневанных родителей и их отпрысков, отправляющих друг другу смс-ы наверняка про то, какой он идиот. Он опять поднимает глаза на экран, потом смотрит вниз на девочку, а затем, одним движением, во время которого ему кажется, что в душе его сместились тектонические плиты, как во время землетрясения, он нажимает Shift и F12. Бам! На экране появляется новая веб-страница компании. Все аплодируют. Все, кто уже уходил, садятся обратно. Злые подростки в бейсбольных кепках перестают скандировать. Вильгельм подходит к микрофону в своих чавкающих от пота ботинках и благодарит девочку, благодаря которой ситуация чудесным образом разрешилась.
Иногда мораль истории помогает нам подвести итог трансформации героя и создать ощущение законченности истории. В данном случае удобно сделать именно это.
 
Через много лет Вильгельм стал преподавателем информационных технологий в начальной школе. Он часто вспоминает тот Семейный день. Теперь, когда какая-нибудь маленькая девочка пытается дать ему совет насчет компьютеров, он внимательно слушает.
 
Чтобы решить проблему с проектором, Вильгельму потребовалось преодолеть предрассудок о том, что ему может помочь кто-то, кто сильно моложе его. Ему пришлось проявить мужество, чтобы проглотить гордость, забыть о возрастном преимуществе и, возможно, о сексизме, и принять мир, в котором взрослые не только могут спокойно учиться у детей, но и не чувствовать в этот момент угрозу своей репутации. В результате он стал новым человеком. Кстати, Вильгельму повезло, потому что мы могли бы сделать эту девочку похожей на его младшую сестру, которую он никогда не любил. Тогда бы ему еще пришлось бы столкнуться с демонами прошлого. Но мы его пожалели... в этот раз.
 
Давайте сделаем карту для этой истории.
 
Важно отметить, что опыт Вильгельма находит отклик в наших сердцах, поскольку мы можем представить себе такие ситуации в нашей жизни. В конце концов, разве не каждый из нас окружен детьми, которые знают больше о технологиях, чем взрослые? Поэтому мораль этой истории находит у нас отклик. Если мы проявим достаточно проницательности, то поймем, что эта метафора работает для многих ситуаций, в которых от нас требуется учиться у тех, кого мы совершенно не ожидали обнаружить в качестве собственных учителей.
 
Визуальный портрет истории «Вильгельм Телль и девочка, которая умела чинить компьютеры»
 
 
Рис. 6.4
 
Для учителей открытие Вильгельма и мораль истории особенно полезна: не бойтесь учеников, которые знают больше, чем вы. Сделайте их своими представителями, используйте их опыт в работе в классе. Учителя, которые не поддерживают талант учеников, особенно когда речь идет о работе с цифровыми технологиями, достигнут меньших успехов, а уроки их будут скучнее, чем те, кто своих учеников поддерживает. Более того, качественно управляя обучающим процессом, учителя сами становятся более сильными педагогами.
 
Обратите внимание, что если бы вы прослушали лекцию, где были бы приведены результаты 10 лучших исследований, сделанных 10 известными учеными, где доказывалась бы эффективность детской помощи при обучении взрослых технологиям 10 различными способами, вы бы к следующей неделе ее забыли бы. А эту историю вы, весьма вероятно, будете помнить. А где-то через месяц будете рассказывать ее сами.

Мы забываем лекции, но мы помним истории.
Tags: джейсон олер, сторителлинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments