Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

Сторителлинг 2

Смотрим на истории сквозь призму стержня истории

Чтобы посмотреть на то, как работает стержень истории, давайте посмотрим на то, как они выглядят в историях, рассказанных в Части I.

Как заставить мяч катиться
Эту историю написали ученики четвертого класса начальной школы Моллалы под руководством учителя математики Глена Бледсоу. Для создания истории о том, как заставить мяч катиться по пляжу, ученики использовали программу для анимирования объектов. В процессе повествования объясняется основная проблема: мяч скачет по песку вместо того, чтобы катиться. Ученики объясняют свою ошибку и описывают, как они разработали другой математический подход к проекту, который позволил эту ошибку исправить. В конце истории мяч катится.

В этой истории перед учениками поставлена задача заставить мяч катиться. Они делают первую попытку: мяч скачет, а не катится. В терминах стержня истории, жизнь отбрасывает их назад и ставит перед ними проблему, с которой нужно справиться. Это двойная трансформация: во-первых, они понимают, что не учли все аспекты задачи, а, во-вторых, с помощью исследования, они приобретают более полное понимание математического аспекта проблемы. Они решают задачу с помощью приобретенного знания. Важно отметить, что мы, зрители, меняемся вместе с учениками, потому что мы переживаем вместе с ними процесс обучения. Если бы мяч покатился сразу, то это был бы отчет, а не история, потому что не возникла бы ни проблема, ни последующая трансформация участников.

Творческое пробуждение
Это личное путешествие через два десятилетия борьбы с творческими приливами и отливами в жизни рассказчика, которое привело ее к открытию истинного художника внутри себя.

В «Творческом пробуждении» студентка рассказывает о том, как она стремится к тому, чтобы установить связь с художником внутри нее. В терминах стержня истории, ее рассказ сосредоточен на борьбе ее старого и нового я, и о борьбе, которую она ведет, с целью помочь ее новому я одержать победу. Трансформация наступает, когда она понимает, что для того, чтобы добиться успеха, ей необходимо уничтожить демонов внутренней неуверенности. Она решается встретиться с демонами лицом к лицу, отправившись в ретрит для медитаций художников. Это поворотное событие в ее жизни помогает ей разрешить множество проблем. В конце она соединяется со своим внутренним художником.

Лис исправляется
Эту историю написала и исполнила Ханна, ученица четвертого класса начальной школы Аляски. Эта история о лисе, у которого не было друзей, потому что он был слишком противным, и который обратился к голубке-соседке за помощью.

В «Лис исправляется» Лис осознает, что у него есть большая проблема: он такой противный, что у него и друзей-то нет. Он хочет завести друзей. Понимает, что для этого нужно стать дружелюбней. И в этот момент обращается за помощью. Желание трансформации приводит его к Голубке, которая помогает ему стать добрее – развить новую версию себя. В терминах стержня истории, Лис побеждает старое я, преобразуя себя. Лис – хороший ученик, он учится быть лучше и в конце решает свою проблему. Теперь он лучше относится к окружающим, а окружающие лучше относятся к нему.
 
Стержень истории в образовании

С точки зрения педагогики, стержень истории – это удачная модель для урока. Она представляет собой механизм перехода для учителей, которые хотят заменить изменить стандартный подход к обучению.

Эти два подхода описаны в таблице 5.1

Сравниваем героев и студентов
___________________________________________________________________________________
Стержень истории                                       Урок
___________________________________________________________________________________
Проблема героя                                         Задание, вопрос, проблема

Трансформация героя                              Обучение и рост в результате исследования и анализа

Разрешение конфликта                            Открытие, применение знаний на практике
___________________________________________________________________________________
Студент, обучающийся по такой модели, переходит от вопроса к открытию, и приходит к завершению, применив полученные знания. Новое я сталкивается с нехваткой знания или понимания и, в конце концов, приходит к осознанию новых вещей в мире и в себе самом. Другими словами, трансформация – это обучение, которое дает возможность завершить задание. Сходство между стержнем истории и интересным, эффективным уроком дают возможность учителю излагать материал в форме истории. О ценности формата истории в процессе обучения мы поговорим позже. Сейчас достаточно сказать, что истории используют ритм и напряженное ожидание, чтобы эмоционально вовлечь учеников в процесс. Это то, чего другие методы обучения не делают. Даже первоклассники приходят в школу уже с полным пониманием самой концепции истории и ожидают, что она будет использоваться (Эган, 1989). Поэтому мы можем смело зачислить историю в наш арсенал педагогических приемов.

Используя стержень истории как средство медийной грамотности

Я уже давал определение медийной грамотности как способность узнавать, оценивать и применять методы, которые разные средства передачи информации (медиа) используют для убеждения. Хотя медийная грамотность обычно фокусируется на технике использования медийных средств, она еще и включает в себя знание о том, как структурированы аргументы внутри средств передачи информации. Стержень истории благополучно применяется к самым разным формам этих средств, включая рекламные ролики, документальные фильмы и шоу-программы. Поскольку сам стержень всегда присутствует достаточно незаметно, он легко проникает в мозг зрителей и эмоционально вовлекает их в историю. Специальные медийные техники используются для повышения убедительности. Обучение студентов распознаванию стержня истории, который используется в различных средствах передачи информации – это прекрасная начальная точка для изучения этих средств.

Применяя стержень истории

Как же учителя используют стержень истории для планирования историй? Здесь есть несколько вопросов, которые нужно задать предварительно.

Студенты рисуют или пишут стержень истории? Или одно, или другое, или и то, и другое сразу. Я описываю стержни истории словами, потому что я хочу удостовериться, что понятно излагаю процесс. Но я мог бы нарисовать их, используя рисунок с борьбой старого и нового я, описывая каждый ключевой аспект короткой фразой. Удобно также использовать карту истории – тогда стержень истории будет изложен в качестве диаграммы. При выборе метода учителям стоит учитывать их текущие задачи и уровень и возраст обучающихся.

Могут ли студенты начать с создания стержня истории? Да, особенно если студенты знают, где должна завершиться их история. Они могут двигаться в обратном порядке через трансформации, которые герои должны пройти, чтобы оказаться в запланированном конце истории – Виггинс и МакТай (2001) встречаются с Джозефом Кэмпбеллом (1973).

Нужно ли студентам начинать создание истории со стержня истории, преобразовав в него изначальную идею истории? Разумеется, нет. Очень часто истории рождаются в процессе открытий, а не в результате целенаправленного обдумывания, и к этой теме я еще вернусь. Однако после того, как у студентов уже появилось первичное представление о том, о чем будут их истории, они могут применить к истории проверку стержнем. Самое главное, чтобы эта проверка была проведена до того, как история начнет производиться в цифровой среде. Когда началось производство, уже трудно быстро менять направление.

Как учителя могут научить применять стержень истории? Хороший способ – попросить обучающихся проанализировать истории – из кино, книг, или просто по памяти – в терминах стержня истории. Как только они увидят этот стержень в знакомых историях, они будут лучше использовать его в тех историях, которые рассказывают сами.

Можно ли использовать стержень истории где либо, кроме образования? Да, конечно. Если вам нужно выступить на школьном педсовете с целью получить финансирование или продать свою идею, или просто хотите, чтобы другие правильно поняли вашу точку зрения, думайте в терминах стержня истории. Определите, кто будет слушать вас? Что им нужно понять – т.е. через какую трансформацию им нужно пройти – и что мешает им это сделать? Другими словами, каковы старое и новое я в этой ситуации, и почему старое я мешает трансформации? Сначала расскажите историю – а статистику и графики будете показывать потом.

Присутствует ли стержень истории в документальных фильмах и личных историях? Отличный вопрос. Для меня, ответ однозначный – да. Но он присутствует там в разной степени и разном виде. Например, так:
  1. Используя рассказчика как главного героя. Рассказчик исследует ситуацию, пытаясь ответить на вопрос, который задан впрямую или подразумевается. Процесс поиска ответа ведет к открытиям и трансформации.
  2. Те, кого изучают, выступают главными героями. В документальных фильмах им удается понять ситуацию, в которой они находятся. Затем герои проходят через трансформации, и, возможно, предпринимают некие действия.
  3. Члены аудитории становятся главными героями, поскольку они трансформируются в результате получения новых знаний. Обычной новостной программе такое не под силу, но личным историям и документальным фильмам часто удается добиться такого эффекта. Но если они скучные или плохо структурированы, то, конечно, ничего не получится.
Можно ли использовать стержень истории как базу для оценки качества истории? Бинго. Оценка истории с помощью стержня – это отличный метод, хотя и не единственный. Решите сами, как вы будете оценивать работу своих учеников в зависимости от задач.

Продолжение


Tags: джейсон олер, сторителлинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments