Katerina Kovaleva (kovaleva) wrote,
Katerina Kovaleva
kovaleva

МАММ

Вчера я была в Московском доме фотографии, который на Остоженке. И как обычно, выставка, на которую я шла, поразила меня своей бессмысленностью. "Труд - хорошая штука" - это ад. Точнее не ад, это непонятно зачем сделанная инсталляция. Потому что на основной стене висит Родченко со товарищи, а на дополнительных - вырезки из делового глянца, которые, видимо, должны были символизировать современный труд. А Родченко, соответственно, труд древний, хтонический. Но поскольку и Родченко висит в несвойственных ему микроформатах, и фотографии в журналах совершенно никакие, то между ними ни конфликта, ни сотрудничества не получилось. Но МАММ большой, так что нетрудно было сделать два шага в сторону, чтобы обнаружить там Аркадия Шайхета, который по поводу труда как раз все сказал. Посмотрите, какая у него "Заточка инструмента". Это же эпическое зрелище. Первый раз мне в глаза бросилось, что, с сегодняшней точки зрения, у старых мастеров вообще не было фокуса. Зато какая композиция. А какой у него "Дозор в горах". Это даже не живопись, это скульптура. Нам всем повезло, что мы видим эти работы, потому что могли бы и не. Михаил Кольцов в свое время еле вызволил Шайхета с Лубянки. Фотограф попал туда по доносу за неудачный кадр с Кларой Цеткин, где виднелась ее нижняя юбка. Кадр даже был разорван и выброшен, но кто-то неленивый склеил и предъявил. К счастью, это был единственный его заход на Лубянку, больше они им не интересовались, а если и интересовались, то никак не могли догнать: всю жизнь Шайхет провел в полях по заданиям редакции. Приезжал только снимки сдать.

Потом на самом верху я нашла выставку с концептуальным названием "Война, покончившая с миром" про Первую мировую, и в очередной раз поняла, что я не ценитель концепций. То, что для Европы настоящим ужасом является Первая мировая, в то время как для нас ту же функцию выполняет Вторая, я уже давно знаю. Но это неважно. Потому что любой повод был хорош, чтобы привезти к нам фотографии Поля Кастельно и Фернана Кювиля. Фотографий много, под них выделено несколько стен, причем сами фотографии очень небольшие, и все они подсвечены сзади, от чего кажутся даже объемными. Вот да. Я люблю все, что про людей. И опять же это практически живопись: цвет, детали, история. Как-то понимаешь, что все эти люди остались живы чисто случайно, и еще не очень поняли, радоваться этому или нет.

Фернан Кювиль

cvl00049

Поль Кастельно

08-518075

Такие вот люди. И это тот самый случай, когда я вижу смысл в выставке: и коллекция прекрасная, и показаны они так, как на экране не увидишь, хотя я все равно поставила здесь пару фотографий. Потому что говорить об этих фотографах без их работ, совсем не имеет смысла.

Кастельно и Кювиль вместе были на службе во французской армии. Поэтому их фотографии часто сделаны в одних и тех же местах.
Tags: старые фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments